Борис Голубицкий: «Я благодарен Орлу»

Он руководил ОГАТом им. И. С. Тургенева  четверть века. При нем театр получил имя писателя и звание академического, его хлопотами  Орёл стал местом проведения Всероссийского театрального фестиваля «Русская классика».

 

– Борис Наумович, ваше решение поступить в Ленинградский театральный институт на режиссерский курс было делом почти безнадежным — сразу после школы, без  рабочего стажа. 

– Да, именно по этой причине я не попал в 1962 году на режиссерский курс Товстоногова. Но лишь благодаря его помощи уже в следующем году я  был зачислен на курс Сулимова, бывшего в то время художественным руководителем театра им. Комиссаржевской. 

Перипетии моего поступления я описал в статье, опубликованной в сборнике «Режиссерская школа Сулимова», изданном к 100-летию учителя. Замечательно, что о Маре Владимировиче помнят, что приходит подлинное понимание его уникального вклада в театральную культуру.

– Вы проявили себя уже в годы учебы. Наверное, можно было остаться в Ленинграде? 

– Да, на третьем курсе я взялся инсценировать рассказ Андрея Платонова. Со спектаклем «Жена машиниста» стал победителем Ленинградского смотра работ молодых режиссеров. Юрий Толубеев вручал мне диплом. Была снята и телеверсия спектакля. А в год окончания института на меня прислал персональную заявку Куйбышевский  театр им. Горького: его главный режиссер Монастырский соблазнил возможностью поставить «Доходное место». Островского. Но  время показало, что у нас с худруком разные «группы крови». Он не принимал никаких новшеств, а я был полон ими. Поставил там несколько спектаклей и после гастролей в двух столицах ушел из театра. 

– До Орла вы успели поработать в нескольких провинциальных театрах. 

– Это был конец 60-х. Театры только начинали поворачиваться к новому содержанию. Приходилось бороться, например, даже за то, чтобы Жадова, молодого человека, играл молодой артист. Это сейчас очевидно, а тогда... И мы, молодые режиссеры, с кровью боролись за перемены.

А потом меня пригласил театр в Ростове-на-Дону. Здесь дышалось легче, чем в Куйбышеве, но проблемы были почти те же. За три года я  поставил несколько принципиальных спектаклей, подружился с актерами старшего поколения. Особенно дорожу постановками пьес Алексея Арбузова. А параллельно в народном театре поставил «Золотую карету» Леонида Леонова,  очень важную для меня работу. Режиссер Геннадий Тростянецкий начинал у меня в самодеятельном коллективе, я помогал ему и в институт поступить в Ленинграде. И все же из Ростова пришлось уезжать и последующие десять счастливых лет я проработал в Липецке. Здесь было поставлено свыше 20 спектаклей, многие стали заметными не только в городе. 

Большим событием для меня стали постановки «Последнего срока» В. Распутина, пьесы Иона Друце «Возвращение на круги своя» о последних днях Льва Николаевича Толстого. К слову, после этого спектакля театру было присвоено имя Льва Толстого, я очень горжусь, что способствовал такому хорошему делу. 

– Могли бы назвать театрального деятеля, оказавшего наиболее сильное влияние на ваше творчество?

– Анатолий Васильевич Эфрос, вне всякого сомнения. Я познакомился с ним во время двухгодичной стажировки в Москве. Кроме репетиций в театре,  посещал его занятия с режиссерским курсом ГИТИСа, присутствовал на лаборатории режиссеров под его руководством, бывал на его творческих встречах и публичных выступлениях в Москве и Ленинграде.

В 2015 году ему исполнилось бы 90.  Его имя нигде не увековечено, а он был эпохой для театра. Конечно, есть его книги, но, по справедливости, должен быть театр его имени. Эфрос — мой идеал художника. Я считаю себя его учеником, хоть и не учился у него буквально.

– В Липецке для вас лично все складывалось наилучшим образом, почему же вы решили приехать в Орёл?

– Это был 1987 год. Все мы ждали перемен, надеялись на них. Наш театр успешно гастролировал, я стал получать предложения от  театров. Выбрал Орёл. И то, что при поддержке единомышленников удалось сделать, меня радует и сегодня: все было не напрасно. Вспоминаю незабываемую встречу с орловской интеллигенцией в музее Грановского, на которой с Ольгой Михайловной Нестеровой впервые озвучили долгосрочную программу действий по возрождению театра. Мы почувствовали тогда, что наши планы поняты, приняты и от нас ждут реальных дел. И постепенно наш театр стал тем самым «тургеневским домом», который мы хотели построить. С музеем истории орловской сцены, с камерным «театром  Каменского», Всероссийским фестивалем  «Русская классика». С 1988 по 2008 год мы провели восемь фестивалей – каждый с оригинальной внутренней темой. Именно фестивали, наши спектакли в их программе давали силы, умножали достоинство.

Четверть века, проведенных в Орле, вспоминаю с большой благодарностью. Рад, что сейчас в театре много молодежи — три выпуска организованной нами Орловской студии Санкт-Петербургской театральной академии. Некоторые мои ученики работают в Москве и Петербурге, снимаются в кино. 

– В 2014 году вы отпраздновали  в Москве двойной юбилей — 70-летие со дня рождения и 50-летие творческой деятельности. 

– Многие годы дружбы связывают меня с библиотекой-читальней им. Тургенева в Москве.  Директора библиотеки Татьяну Евгеньевну Коробкину все тургеневское сообщество зовет Татьяной Тургеньевной. Она и предложила провести юбилей. Вечер получился незабываемым: актеры из разных городов сыграли сцены из поставленных мною спектаклей, в том числе  и мои орловские ученики. Вера Кузьминична Васильева сыграла сцену из «Без вины виноватых» с актером Антоном Багровым, выпускником орловской студии, ныне  артистом С.-Петербургского театра им. Ленсовета. Были поздравления от  семьи Каменских, председателя СТД России Александра Калягина, режиссерской гильдии, Тургеневского общества.  Радостно осозновать, что рядом со мной в этот вечер были  и актеры Орловского театра имени Тургенева.

– Что волнует, что радует сейчас?

– Уже в третий раз С-Петербургская театральная академия приглашает меня возглавить Государственную аттестационную комиссию по режиссуре. Смотрю спектакли молодых режиссеров, участвую в заседаниях кафедры, принимаю дипломные работы. Одновременно в качестве приглашенного режиссера ставлю спектакли в разных театрах. Особенно волнует судьба нашего классического наследия. То, что вижу в театрах в этом направлении, часто огорчает поверхностным подходом, данью моде. Но мода приходит и уходит, а классика остается.

Записал Юрий ЛЁВИН

 
По теме
В связи с произошедшим террористическим актом  в Подмосковье и усилением  мер безопасности  введён пропускной режим  на территорию и в здание отделения «Дом ветеранов»  БУОО «КЦСОН Малоархангельского района» на неопредел
ВНИМАНИЕ!!! С 27 марта 2024 года на территории отделения «Дом ветеранов» вводится пропускной режим (вход посторонних лиц на территорию отделения по предварительному согласованию и при наличии оригинала документов,
     Получатели социальных услуг отделения социальной реабилитации и активного долголетия БУОО «КЦСОН Новосильского района» посетили торжественный вечер под названием «У меня случился служебный роман!»,
close-up-scientist-holding-glassware_23-2148794432 - Городская Газета Медицинские исследования ученых ОГУ им. И. С. Тургенева помогают в лечении самых опасных заболеваний.
Городская Газета
В службу МЧС поступило сообщение о задымлении в здании Елена Зябкина . Фото: Елена Зябкина В здании медицинского института орловского госуниверситета в 11:35 было замечено задымление.
Комсомольская Правда