Фото: www.vestnik57.ru
Просмотр дюжины разножанровых спектаклей в довольно сжатые сроки – это, надо сказать, труд и ответственность, а не легкомысленное развлечение, особенно для тех, кто все эти дни провел в театральном центре «Жаворонки». Таких коллективов оказалось несколько: гости из латвийского города Огре молодежный театр «Inspire», школа-театр «Art in Soul» из Реутова, Ассоциация кольчугинских театров, «Красный цветок» из Перми и мы, театральная студия «Ювента» Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева. Следует отметить, что хозяева фестиваля сделали все возможное, чтобы эти дни превратились в незабываемый искрометный праздник. Прекрасные бытовые условия и широчайшие технические возможности дополнялись доброжелательностью и компетентностью каждого члена этого многочисленного коллектива. В изостудии и студии вокала, в хореографических залах и холлах центра гостей форума ежедневно ждали мастер-классы по гриму, вокалу, мастерству актера, технике речи, сценической бутафории, созданию костюмов и картин для спектакля. А было еще и посещение Одинцовского краеведческого музея с широкомасштабной экспозицией и прекрасными выставками, посвященными Михаилу Пришвину и Владимиру Высоцкому. От Мольера до Беккета Но, конечно, главное внимание оказалось сосредоточенным на сцене, где зачастую декорации менялись трижды в день, а зрители совершали путешествие от времен Мольера до отдаленного будущего. «Inspire» предложил два спектакля: коллаж из философских притч «Человек в картинках» по рассказам Рэя Бредбери и композицию по мотивам 11-ти военных произведений «Голоса», – получив диплом за лучшее пластическое воплощение режиссерской идеи. Неожиданно, но, безусловно, заслуженно в центре внимания двух коллективов (из Кольчугино и Реутова) оказалась проза Фазиля Искандера. Спектакль «Мой дядя самых честных правил» и лирическая комедия «Как на детях и собаках» в исполнении самых юных участников фестиваля вызвали и сострадание, и смех, и, конечно, бурные аплодисменты.
В этом году на отдельные номинации смогли претендовать профессиональные коллективы, поскольку их количество оказалось вполне достаточным для логичной дифференциации участников фестиваля. Чеховский городской театр предложил зрителям пьесу Леонарда Герше «Донни, победивший мрак», которую орловские театралы могли видеть на сцене «Свободного пространства» под названием «Эти свободные бабочки». Трогательная история о слепом юноше, который хочет избавиться от материнской опеки, найти себя в музыке и любви, даже натыкаясь на легкомыслие, обман и предательство, принесла исполнителю главной «партии» диплом за лучшую мужскую роль.
Московский молодежный театр под руководством В.С. Спесивцева сделал ставку на пропаганду идей патриотизма (что и было отмечено жюри) и предложил в рамках проекта «Классика в классе» сценическую версию романа Александра Фадеева «Молодая гвардия».
Особым вниманием и признанием искушенных театралов оказался отмечен московский театр имени Леонида Андреева, предложивший постапокалиптическую трагедию по пьесе Сэмюэля Беккета «Конец игры». Герметичный мир бункера, населенный квартетом физических и нравственных инвалидов, расширенный во времени и пространстве благодаря образам мимов-марионеток (блестящая авторская находка режиссера Андрея Бабаева), заставляет задуматься практически обо всех вечных философских вопросах: жизни и смерти, любви и дружбе, отцах и детях, закономерности и аномалиях и многом-многом другом. Будущие профессиональные актеры говорили о судьбах женщин и испытаниях, выпавших на их долю в разные периоды нашей истории.
Мастерская А.В. Назарова (ИТИ, Москва) познакомила с версией пьесы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», мастерская народного артиста РФ, профессора Г.В. Васильева (ГИТИС, Москва) три часа держала зал в напряженном сопереживании героям пьесы Ирины Грековой «Вдовий пароход». Театр «Крылья» поражал, заряжал, восхищал зрелищностью комедии «Мещанин во дворянстве» и динамическим многообразием номеров, потрясающими достижениями в косплее на церемониях открытия и закрытия фестиваля. Орловский взмах крыла Компетентное жюри сочло возможным единственный диплом за лучшую режиссуру присудить театральной студии «Ювента» после просмотра фронтовой повести «Трепетные птицы» по мотивам романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». Четверо друзей-однополчан (Е. Помелухо, В. Боровков, В. Спасский, А. Бушунов), оказавшись в чужой стране по непонятным им военным приказам, особенно остро ощущают жажду жить, любить, мечтать. Символические образы добрых и злых сил, близких, дорогих людей, воплощенные А. Загоруй и И. Кулаковой, делают эту трагедию юности нестерпимо щемящей. На афишках и программках, на сцене и в руках героев оказываются маки – символ Первой мировой войны, напоминающий о поколении, сгоревшем в огне невиданной ранее катастрофы. А песни, исполненные на русском, французском, немецком, английском языках, придают этой драме универсальный характер философской притчи.
25 февраля участники фестиваля «Взмах крыла», переполненные впечатлениями, творческими планами и надеждами, поднялись на сцену в Жаворонках для группового фото в знак завершения очередного театрального этапа и начала нового тура форума. Мы очень надеемся, что Орел и в последующие годы в этом коллективном полете будет занимать достойное место! Наталья Смоголь
Источник: Орловский Вестник
16.03.2018 08:13