«Месяц в деревне», или Новый Тургенев

Море и чайки, дождь и рыбалка, любовь и поцелуи - не можете вспомнить, чтобы об этом писал Иван Тургенев? Писал, да ещё как! Просто в тексте знакомой всем пьесы «Месяц в деревне» надо было это всё увидеть, разгадать посылы сложной и загадочной души писателя. Это сделали столичные режиссёр и художник Галина Зальцман и Елизавета Дзуцева.

Дуэт молодых мастеров потряс орловскую публику, которая пришла на премьеру спектакля «Месяц в  деревне» в  театр «Свободное пространство».

Центральные роли Ракитина и  Натальи Петровны здесь исполняют ведущие актёры театра Максим Громов и  Елена Симонова. Впрочем, здесь нет ни одной второстепенной роли: каждый персонаж, включая дворовых девчонок Кать (Эльвира Кузнецова и  Ольга Виррийская), законченный образ, который приковывает внимание зрителя, смешит или заставляет плакать.

Спектакль начинается словами Натальи Петровны, которыми пьеса, собственно, заканчивается. Их читает по книге задумчивый Ракитин в  элегантном пиджаке. Кстати, костюмы в  спектакле не относят нас к  какому-то конкретному времени или эпохе, это может быть как век 19-й, так и  наш  - 21‑й. Пронзительные крики чаек, которые слышит зритель, и  огромное полотнище корабельного паруса переносят нас на морское побережье. Кто знает, в  какой усадьбе происходили тургеневские события? Может, и  правда это была дача в  Крыму. Режиссёр не отходит от текста, не меняет сюжетной линии  - всё как у  Тургенева: Ракитин любит Наталью Петровну, она влюблена в  учителя своего сына Беляева (Андрей Григорьев), её воспитанница Верочка (Наталья Билык) тоже влюблена в  Беляева…

И вообще-то, здесь все в  кого-то да влюблены. На этой морской даче разыгрываются нешуточные страсти. Интересно музыкальное оформление спектакля, которое построено на музыке 1970-х годов, в  стилистике оркестра Поля Мориа и  песен Мирей Матье. К  примеру, в  самые романтические моменты на всю громкость звучит душераздирающая песня Мирей Матье «Pardonne-Moi Ce Caprice D’enfant» («Прости мне мой детский каприз»). Этот приём оказывает сильный зрительно-слуховой эффект: на сцене  - страсть, в  воздухе  - известная каждому мелодия любви.

Что касается художественного оформления спектакля, то здесь зрителя всё удивляет, восхищает. Центральным художественным образом, как мы уже сказали, является полотнище паруса. Возможно, по мысли художника и  постановщика, это символ свободы. Но не хочется в  это вникать  - так занимательно следить за тем, как обыгрывается этот символ. В  течение спектакля полотнище постоянно трансформируется. Художник придумал очень оригинальную систему управления им: с  помощью нескольких канатиков, концами которых актёры превращают парус то в  навес от солнца, то в  садовую аллею, то в  облако. В  некоторые моменты парус служит средством психологической выразительности. Так, сдержанный и  спокойный Ракитин в  припадке ревности и  непонимания бросается в  складки паруса, зарывается в  них с  головой, бьётся в  беспамятстве. А  Наталья Петровна накидывает парус как платок, когда чувствует себя в  полной безысходности.

Во втором акте зритель видит на сцене натянутую почти во всю ширину сцены прозрачную плёнку. Дворовые девчонки Кати в  забавных синих платьицах, надев плащи и  резиновые сапоги, поливают плёнку из леек со стороны задника  - и  зритель видит не просто залитое дождём окно, а  полноценный ливень! На переднем же плане разворачиваются любовные диалоги Верочки и  Беляева, Ракитина и  Натальи Петровны. Актёры выбегают на сцену в  мокрой одежде  - всё это заставляет зрителя забыть о  том, что он вообще в  Орле, и  вообще в  театре. Это больше, чем эффект 5D! Когда Ислаев, муж Натальи Петровны, ошеломлён пониманием, что в  его супругу влюблён лучший друг, его тоже поливают из лейки сверху. Сцены с  водой захватывают дух!

Особенный колорит придаёт появление в  спектакле современных предметов: стиральной машины, которую Катя (Эльвира Кузнецова) с  деловым видом включает по-настоящему, и  машина с  характерным будничным гулом стирает прямо на аван­сцене (снижая тем самым пафос любовного объяснения, происходящего на этом фоне). Сюрреалистична сцена, когда Лизавета Богдановна выезжает из оркестровой ямы, прямо «из-под земли», играя при этом на фортепиано. И  самое важное, что все эти «постмодернистские» придумки и  задумки режиссёра, худож­ников, актёров не портят знаменитую пьесу Тургенева, не превращают её в  некий эрзац искусства.

Очень красива, трогательна и  зрелищна сцена игры с  бумажным змеем. Актёры синхронно танцуют с  огромной рыбой, сделанной из реек и  того же паруса. Эта рыба тенью появится на фоне подсвеченного паруса в  сцене рыбалки Лизаветы Богдановны (Мария Козлова) и  матери Ислаева (Нонна Исаева). Эта пара очень уморительна: Лизавета Богдановна постоянно с  магнитофоном под  мышкой, который включает при малейшем замешательстве, Ислаева, чтобы «уравновеситься», припивает из фляжечки. Восхитительны доктор Шпигельский (Сергей Козлов) и  сосед Большинцов (Николай Рожков)  - когда они на сцене, внимание зрителя приковано к  ним, настолько они обаятельны. В  сцене сватовства своего персонажа Николай Рожков заставляет зал рыдать от смеха  - настолько уморительны его движения, мимика старого, зажатого холостяка.

Несмотря на то, что спектакль о  любви и  на сцене  - страсти со слезами и  бурные драматичные монологи, смешного здесь очень много. Каждый актёр нашёл для себя какую-то фишку, изюминку. Очень трогательна Верочка (Наталья Билык). Актрисе удалось создать образ влюблённой девочки, которая на глазах у зрителя из наивной дурочки превращается в  женщину, которая любит и готова бороться за свою любовь. Отдельно стоит отметить актёрские работы Максима Громова и  Елены Симоновой. Этот дуэт так органичен, их монологи такие настоящие. Забываешь, что этот текст написан нашим орловским гением 167  лет назад (!). Актёры вкладывают в  старый текст свои молодые, горячие души, и  зритель плачет вместе с  ними от любви и  ревности.

Думается, эту работу можно назвать театральным шедевром, который блистал бы и  в  столице. Этот  - другой  - театр, отличающийся от нашего старого доброго ТЮЗа, пришёлся зрителю по душе. Думаю, в  преддверии Года Тургенева этот спектакль станет центральным событием юбилейных торжеств и  большим подарком нашему великому земляку Ивану Тургеневу.

фото Олеси Суровых

Назад Вперёд Автор: Марьяна Мищенко
 
По теме
 
Орловский государственный академический театр им. И. С. Тургенева открыл 204-й театральный сезон - Правительство Орловской области Труппу театра и зрителей с этим событием поздравили и.о. Губернатора области Вадим Соколов, заместитель Председателя Орловского областного Совета народных депутатов Михаил Вдовин, глава администрации г. Орла Александр Муромский.
12.10.2018
Сразу скажем, что официальной версии произошедшего пока нет. Зафиксированный факт Следственный комитет сухо сообщил о том, что криминалистами осуществлён осмотр места происшествия, допрошены водители троллейбуса и автобуса,
11.10.2018 Орёл-регион
№35 (538) от 10 октября 2018 г.   Губернатор Андрей Клычков продемонстрировал верность традициям, заложенным при его предшественнике Вадиме Потомском.
10.10.2018 Орловская среда
Коллектив театра «Свободное пространство», коллектив Орловского отделения Союза театральных деятелей РФ с глубоким прискорбием сообщают, что не стало замечательного актера театра «Свободное пространство» Юрия Мартюшина.
11.10.2018 Орловская среда
13 октября в Орловском краеведческом музее будет организована выставка «Пять против тридцати» (12+) и международная конференция «Три века Российской регулярной кавалерии» (12+),
10.10.2018 Орловская среда
В Орле на видео попала «резиновая газель» - OrelGrad.Ru Превышение допустимого количества пассажиров было таким, что дверь транспортного средства пришлось закрывать снаружи Кадры были сняты вчера днем и вызвали бурное обсуждение в социальных сетях.
12.10.2018 OrelGrad.Ru