ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
С 2006 года постоянно сокращается количество больничных коек по всем специализациям, кроме онкологической (рост 12 коек за 10 лет). Например:
профиль 2006 2015 2016
терапевтический 1845 1539 1453
отоларингологический 190 99 100
для беременных женщин, рожениц и родильниц 515 390 322
хирургический 1586 1152 1095
всего 7272 6992
При этом создано к 2015 году 1659 коек в дневных стационарах, но в 2016 их осталось уже 1587.
Число ФАП (фельдшерско-акушерских пунктов): 2006 – 490; 2015 – 448. 2016 – 436. При этом в июле 2016 власти Орловской области заявили о выделении 216 млн. рублей на строительство 50 новых ФАПов в течение предстоящих трёх лет. Результаты освоения этих средств мы будем анализировать в будущем.
Количество врачей в области сократилось по сравнению с 2015 годом: 2015 – 3382; 2016 –3369. Средний медперсонал немного подрос: 2015 – 8788; 2016 – 8823, но в 2006 году его численность составляла 9643 человек, так что в целом прослеживается отрицательная тенденция.
Скорая помощь: количество бригад скорой помощи зависит от количества жителей на обслуживаемой территории. Из-за этого жители удалённых деревень часто дожидаются скорой помощи длительное время. Так, например, в нашу общественную приёмную поступило коллективное письмо жителей Дросковского сельского поселения Покровского р-на с просьбой организовать обслуживание бригадой скорой помощи на базе Дросковской амбулатории. На депутатский запрос Департамент здравоохранения Орловской области ответил, что по норме машин скорой помощи на количество жителей, всё соблюдено, граждан с инсультом везут сначала в Покровскую районную больницу, где оказывают первую помощь, а затем в специализированный сосудистый центр в Ливенской ЦРБ, где есть квалифицированные кадры и необходимое оборудование. Этот путь для больного может быть очень длительным. От Дросково до Покровского 21 километр, от Покровского до Ливен – 62 километра. Здесь дорога неплохая, но при этом, к примеру, от Никольского до Дросково ещё 19 километров. До многих деревень дороги низкого качества. Учитывая, что в момент вызова машина скорой помощи может уже обслуживать предыдущего больного на другом конце района, шансы больных, нуждающихся в срочной помощи, невелики. Департамент здравоохранения сообщает: "решение вопроса повышения доступности скорой медицинской помощи в перспективе рассматривается", а предложение о разрешении функционирования палаты для оказания медицинской помощи пациентам с острым нарушением мозгового кровообращения "не может быть положительно рассмотрено". В СМИ освещалась ситуация в Кромской ЦРБ, где из-за дефицита кадров не работает палата реанимации, простаивает дорогостоящее оборудование.
В Орловской области продолжается распространение ВИЧ-инфекции и увеличение числа больных. На 1 октября 2016 года в регионе было зарегистрировано 2410 случаев заболевании, в том числе 225 новых случаев. Показатель заболеваемости составил 29,4 на 100 тысяч населения.
Доступность услуг здравоохранения оставляет желать лучшего: огромные очереди в поликлиниках, очереди на госпитализацию, очереди перед кабинетами врачей. В отдалённых населённых пунктах всё ещё хуже. Количество ФАПов сократилось, в последние годы закрылись некоторые сельские стационары, другие переделали в ФАПы. Дороги разбиты в деревнях. Нет доступности. Во многих сёлах люди фактически лишены возможности получения своевременной и качественной медпомощи.
Обеспечение лекарственными средствами льготных категорий граждан остаётся неудовлетворительным: так, инвалид 1 группы Клавдия Ставцева, обратившаяся в общественную приёмную Партии, получавшая все назначенные врачом лекарства в 2016 году, с начала 2017 не получает 2 наименований дорогостоящих лекарственных средств из-за того, что поликлиника включила их в "дополнительный список". Денег на это, оказывается, в области недостаточно. Получается, что тяжелобольные люди, не имея возможности купить лекарства, остаются без назначенной врачом медпомощи. Вопрос решается, но крайне медленно, а человек остаётся без жизненно необходимых лекарств.
ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
• Обеспечить конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь, включая бесплатное обеспечение лекарствами амбулаторных больных, запретить платные услуги в государственных медучреждениях;
• Создать системную основу для улучшения здоровья населения;
• Вернуть государству реальное управление здравоохранением;
Разработать "Национальную стратегию охраны общественного здоровья и медицинской помощи:
• Ежегодная диспансеризация населения;
• Вернуть медпомощь в малые населённые пункты, восстановить ФАПы;
• Повысить уровень оплаты труда и социальных гарантий врачам до уровня госслужащих;
• Ликвидация и реорганизация государственных и муниципальных учреждений здравоохранения должна проводиться только после заключения комиссии с учётом мнения жителей прилегающих территорий после публичных слушаний; это законодательно установить;
• Вернуть в программу госгарантий показатель общей смертности населения;
• Запретить территориальным органам здравоохранения на местах самостоятельно изменять критерии оценки своей деятельности;
• Исключить из системы ОМС частные страховые компании;
• Разработать государственную программу пропаганды здорового образа жизни;
• Разработать и принять на федеральном уровне систему мер, повышающих статус и заинтересованность врачей и медперсонала первичного звена;
• Ввести в практику досудебное рассмотрение жалоб, связанных с качеством оказания медицинской помощи;
• Разработать федеральную систему независимой оценки медпомощи;
• Разработать единую систему критериев оказания помощи населению в центрах социальной реабилитации.