Новости города БезФормата.Ru
Орел
Главные новости
 
Задать вопрос?

«Христос анести!», или Православная Пасха на Родосе

Приехав в Страстную седмицу на остров Родос, вкусив его постные яства и пасхальные кушанья, увидев уникальное, даже по греческим меркам, празднование Пасхи, я безотчетно влюбилась: и в сам остров, и в его традиции. Торжественный вынос плащаницы, сожжение чучела Иуды, уникальный для Греции обычай «отворения врат ада» и ангельски красивое зажжение свечей перед главным храмом Родоса поразили меня до глубины души. Могу с уверенностью сказать, что с такой яркой, красивой и насыщенной событиями Пасхой я пока в своей жизни не сталкивалась.   Церковная доминанта Церковь в Греции, как и во многих других странах мира, не отделена от государства, а следовательно, доминирует во всех жизненных вопросах. Священники – это, по сути своей, госслужащие, получающие зарплату из государственных источников.
Греки даже ориентируются по церковным датам. Говоря о каком-то событии, они, как правило, не называют конкретное число и месяц, а произносят нечто вроде: встретимся ближе к Троице или увидимся на Покров. Но загвоздка в том, что есть и менее известные для непосвященных праздники. Как, например, именины какого-нибудь святого. Моя знакомая, прибыв на ПМЖ в Грецию, долго привыкала к этому обычаю, постоянно нося с собой церковный календарь.
Поскольку церковь в Греции – всему голова, следовательно, нет ничего удивительного в том, что ее торжества для эллинов гораздо важнее общегосударственных. И главный среди всех, конечно же, Пасха, которой предшествует Страстная седмица. Именно в эти дни особенно ярко проявляется религиозность греков.
Православными здесь себя считают никак не меньше 95 процентов населения страны. Этот факт лично у меня вызывает глубокое уважение, если учитывать, через какие исторические перипетии грекам пришлось пронести свою веру. Подвиг веры В качестве иллюстрации своих слов приведу в пример историю из жизни Константина Гидрейского – святого покровителя Родоса.
Новомученик Константин родился на острове Гидра в семье благочестивых родителей Михаила и Марины. По экономическим соображениям он прибыл на Родос, где поступил на службу к турецкому великому визирю и адмиралу Хасан-паше, который убедил его отказаться от христианской веры. Так как Константин обладал многими талантами, ему удается отличиться при дворе. Он обласкан, носит турецкие одежды и буквально купается в роскоши. И визирь близок к тому, чтобы назвать его нареченным сыном.
Однажды Константин приезжает к матери с богатыми дарами, чтобы она больше ни в чем не нуждалась. Но та даже не отворяет ему дверь, тем самым дав понять, что не знает такого человека, и сообщает через посредников, что ее сын давно погиб. Причина такого ее поведения – измена сына вере.
Это настолько потрясает Константина, что душа его буквально переворачивается. Он покидает остров и бежит в Крым, а оттуда в Константинополь. Потом по назиданию вселенского патриарха Григория V, отправляется на Афон, в Иверский монастырь, где пребывает в течение некоторого времени. Но, желая исповедовать Христа там, где отрекся от него, Константин возвращается на Родос и, представ перед Хасан-пашой, заявляет, что остается христианином. После многомесячного заключения и ужасных пыток он принимает мученическую кончину через повешение.
Его тело было погребено в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Неохори, где и сегодня находится под надгробной плитой часть его святых мощей. После смерти новомученика его мать, придя на могилу, в конце концов  говорит: «Вот теперь у меня есть сын. Наконец-то он ко мне вернулся»…
Но ведь, кроме турок, были еще и рыцари-госпитальеры, и, другие завоеватели. Да и, вообще, кто только не покушался на такой лакомый участок суши, как благодатный Родос… Страстная пятница Но вернусь все же к традициям родосской Пасхи. С одним из уникальных для острова обычаев мне удалось познакомиться в Великую пятницу около храма Успения Богородицы в деревне Асклипио. На площади возле церкви была свалена куча дров. Из них с наступлением ночи субботы должен разгореться костер, на котором жители деревни сожгут чучело Иуды. А на порог храма постелют коврик с его изображением, чтобы каждый прихожанин вытер о предателя ноги…
Из деревни снова перемещаемся в город. Поздним вечером пятницы узкие улочки старинной части Родоса забиты до отказа. Все ожидают чина эпитафии. Из полуподземного византийского храма святого Фанурия начинается медленное шествие крестного хода: мальчики с крестом, хоругвями и фонарями, певчие, духовенство. А за ними на плечах сменяющих друг друга мужчин плывут богато украшенные носилки с плащаницей, символизирующей погребальный саван Спасителя. За этой процессией тянется нескончаемая вереница пришедших проводить тело Господа в последний путь. Что удивительно, распоряжаются шествием и следят за порядком не церковники, а повседневно одетые мужчины разных возрастов. Люди же из числа участвующих в процессии то и дело норовят пролезть под носилками с плащаницей (видимо, это сулит счастье и здоровье), чем постоянно притормаживают крестный ход. Великая суббота Утро Великой субботы. Литургия. Знаменитая на Родосе Троицкая церковь заполнена народом, все сидячие места уже заняты (в греческих церквях верующие сидят на стасидиях – креслах с высокими спинками, подлокотниками и откидными сиденьями, позволяющими встать, когда положено). Множество детей с родителями. По храму проходит батюшка и длинной палкой раскачивает висящие под потолком в ряд хрустальные люстры. Звон хрусталя сливается с церковным песнопением. Все очень впечатляюще, торжественно и необычно… Священник по-гречески провозглашает: «Возста яко спя Господь», и вдруг все вскакивают и начинают в унисон оглушительно колотить по стасидиям их сиденьями. Причем этим самозабвенно заняты все поголовно: и стар, и млад. Грохот никак не умолкает, несмотря на то, что вроде как греметь положено всего семь раз.
Этот обряд называется фронес – «троны». Суть его такова: после смерти на кресте Христос сходит в ад, разбивает врата преисподней и освобождает томящиеся там души праведников. Стуча по стасидиям, верующие как бы помогают Спасителю сломать адские врата. Эта традиция абсолютно уникальная, более нигде, кроме Родоса, в Греции не встречающаяся. Святая Пасха В субботу с наступлением темноты, примерно к 11 часам вечера, жители Родоса постепенно стягиваются к главному храму острова – церкви Благовещения. Народу так много, что ко входу не пробиться: все заполнено прихожанами. Ровно в полночь священнослужители объявляют о воскресении Христа и зажигают лампады от Священного огня, привезенного на Родос из Иерусалима. От них по очереди в разных направлениях площади возгораются специальные пасхальные свечи. Эта церемония ангельски прекрасна… Начинают звонить колокола. Из выведенных на площадь динамиков звучат слова: «Христос анести!» («Христос воскрес!»). «Алифос анести!» («Воистину воскрес!»)  – радостно подхватывают прихожане. Идет праздничная служба. С трудом пробираюсь через огромную толпу, чтобы поставить свечу в храме...
Когда служба заканчивается, наступает время фейерверков и петард. Любопытно, что в XIX веке жители Родоса специально к этому дню сушили особую траву, которая горела с большим количеством искр. В деревнях же и по сей день салютуют прямо из охотничьих ружей и пистолетов. Отметины от такого «салюта» потом находят повсеместно. Пир горой Церковную службу до конца стоят не все. Многие греки отправляются праздновать с семьями по домам, где уже накрыт специальный пасхальный стол. Он состоит из нескольких традиционных блюд и вина. А начинается все обязательно со специального супа из потрохов и трав под названием магирица, дабы постившийся человек постепенно привыкал к скоромному. Прием пищи продолжается вплоть до рассвета.
А позже, утром  праздничного воскресенья, на островах Додеканесса принято готовить барана на вертеле или особым образом запекать мясо козы... Нужно сказать, что на Пасху греки очень много едят, без устали ходя друг к другу в гости. Ведь нужно успеть навестить всех без исключения родственников. А их у истинных эллинов ох как много! Варвара Егорова
В год столетия революции 1917 года продолжается уврачевание понесенного разделения.
22.05.2017 Орловская и Ливенская епархия
В Неделя 6-я по Пасхе, о слепом, митрополит Орловский и Болховский Антоний совершил Божественную литургию в Свято-Никольском храме поселка Кромы. 21 мая 2017 г. - Орловская и Ливенская епархия21 мая Высокопреосвященнейший митрополит Антоний возглавил Божественную литургию в Свято-Никольском храме поселка Кромы.
22.05.2017 Орловская и Ливенская епархия
Архипастырь поздравил кромчан с престольным праздником Никольского храма - Орловская и Ливенская епархия21 мая, в Неделя 6-я по Пасхе, о слепом, день памяти Апостола и евангелиста Иоанна Богослова,
22.05.2017 Орловская и Ливенская епархия
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских - Орловская и Ливенская епархияСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя Николая Чудотворца.
22.05.2017 Орловская и Ливенская епархия
Сегодня в православном календаре День святого Николая Чудотворца - Орловское информбюро22 мая Русская Православная церковь отмечает память перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар.
22.05.2017 Орловское информбюро
Высокопреосвященнейший митрополит Орловский и Болховский Антоний возглавил Божественную литургию в Никольском храме с. Старцево-Лепёшкино Орловского района. 20 мая 2017 г. - Орловская и Ливенская епархия20 мая Высокопреосвященнейший митрополит Орловский и Болховский Антоний возглавил Божественную литургию в Никольском храме с. Старцево-Лепёшкино Орловского района.
22.05.2017 Орловская и Ливенская епархия
В Орле пройдут Георгиевские сборы - Орловская и Ливенская епархияПо благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Орловского и Болховского Антония в Орле с 5 июня пройдут десятые молодежные Георгиевские сборы.
21.05.2017 Орловская и Ливенская епархия
21 мая Церковь прославляет одного из четырех евангелистов, «Апостола любви», — как его еще называют — святого Иоанна Богослова.
21.05.2017 Орловская и Ливенская епархия
24 мая - день Славянской письменности и культуры - Орловское информбюроБольшая программа уже подготовлена в Орле и Орловском районе. В 8 часов утра в селе Становой Колодезь в церкви Покрова Пресвятой Богородицы начнется Божественная литургия в честь святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия.
21.05.2017 Орловское информбюро
jpg - Администрация г. ОрёлФестиваль «Мода на русское» состоится в Орле 26 и 27 мая. Это первое большое событие, дающее старт череде мероприятий, посвященных празднованию 200-летия со дня рождения И.С.
23.05.2017 Администрация г. Орёл
Золотую медаль могут получить 239 школьников - vOrle.Ru24 мая в Орловской области прозвенят "последние звонки". Школьные годы — самое прекрасное время, которое стараются как можно скорее пережить, а потом вспоминают с легкой грустью всю жизнь.
23.05.2017 vOrle.Ru
Губернатор опубликовал сведения о доходах. Декларированный годовой доход губернатора Орловской области Вадима Потомского в 2016 году составил 3 357 410,71 рублей.
23.05.2017 OrelGrad.Ru
В Орле выбрали учителя года - Орловское информбюро22 мая были вручены награды победителям ежегодного областного конкурса профессионального мастерства среди учителей, педагогов дополнительного образования и воспитателей детских садов.
23.05.2017 Орловское информбюро
23 и 24 мая Орловскую область посетит делегация Республики Словения - Правительство Орловской областиВ составе делегации в Орловскую область приедут председатель Южно-Бачского административного округа Республики Сербии Милан Новакович, директор Института полеводства и овощеводства (г.
22.05.2017 Правительство Орловской области