Леонид Парфенов: «Нашу семью ничто не миновало»

Леонид Парфенов: «Нашу семью ничто не миновало»
Фото: www.vestnik57.ru
Леонид Парфенов создал собственный бренд – человека, который знает о современной истории все до мельчайших деталей. Сначала это был его знаменитый телепроект «Намедни», который потом легко был переведен автором в бумажный формат… Но, видимо, «телевизионная закваска» Леонида Геннадьевича все равно дает о себе знать: он пишет картину истории совершенно особым способом, где цифры и даты – не самое важное. На первый план выступает жизнь обычного человека: что его интересовало в то конкретное время? Какую одежду он носил, какую мебель покупал, какую слушал музыку? Что его удивляло и что огорчало? Педантичное отношение к деталям, талант «следопыта» и огромное уважение автора к людям делают эти книги эмоционально насыщенными: в них и горечь эпох, и ростки надежды, и вера в лучшее… Да и как иначе, если многие события из современной истории России напрямую коснулись и семьи самого Леонида Парфенова.   Сталинский социализм – Леонид, почему ваш очередной проект посвящен именно тридцатым-сороковым годам прошлого столетия? – Когда затевал проект, я придумал для него девиз: «Мы живем в эпоху ренессанса советской античности». Казалось, что этот неосоциализм, неосоветизм нарастает, и поэтому важно разобраться в той эпохе, почувствовать, что в этом было привлекательного, как и что происходило на самом деле. С 30-х годов вообще все началось… Мое убеждение, что никакого социализма, кроме сталинского, не было, а он был оформлен в 30-е годы. А потом – при Хрущеве, при Брежневе – строй уже жил по инерции. И мы все видели, что когда из него уходит страх, эта система уже не работает. Поэтому она работала все хуже и наконец «накрылась медным тазом»...
Это мой восьмой том «Намедни». Он восьмой по счету, но как бы «минус первый» по хронологии, поскольку изначально проект начинался с 1961 года. Потом меня уговорили пойти вспять, потому что «оттепель» – а ее начало датируют ХХ съездом КПСС 1956 года – невозможно понять без осмысления «послевоенных заморозков», поэтому предыдущий том был про время с 1946 год по 1960-й. – В чем особенность вашего авторского проекта? – Это книги про жизнь советского человека. И на этот раз все «родовые признаки» проекта сохранены. Здесь есть изображение квартиры того времени. Но поскольку телевизоры только-только появились – в 1938 году их всего 10  000 штук было выпущено, – пришлось делать изображение более богатой квартиры, а не средней, как в предыдущих проектах. Например, мебель на фото – из дома-музея Кржижановского. Потому что такой предмет роскоши, как телевизор, в обычной коммуналке оказаться не мог. Он и сам делался из красного дерева, чтобы быть чем-то наподобие мебели. А все остальное на фото воспроизвели точно – патефон, картина «Два вождя после дождя», первое издание Большой советской энциклопедии – я сам со своей дачи привозил, чтобы тут разместить в шкафу. Ну и прочее, прочее…   Черно-белый век – Какие были трудности? Все-таки это не близкие по времени годы… – Поскольку та эпоха «черно-белая», были трудности с иллюстрациями в цвете. Но кое-что мы нашли. Например, использовали репродукции марок. К иллюстрации о первых советских легковых машинах взяли картину Юрия Пименова «Новая Москва», на ней изображены две легковушки – с этой точки зрения ее никто еще не рассматривал… Есть совсем редкие снимки, например, фотография Павлика Морозова.
Мне хочется объяснить в корневых чертах, какая это была эпоха, от которой, в принципе, «пошел» социализм. И это не только внутренняя жизнь, но и внешняя. Например, в то время Гитлер пришел к власти. Поэтому здесь есть про пакт Молотова – Риббентропа. Но тут же есть информация и про тюбетейки и береты, которые тогда в моду вошли. Когда пишешь, не отдаешь себе отчета, а потом сам удивляешься – вот как, оказывается, было: сразу два головных убора в моду вошли!..
Еще мы нашли цветной акварельный рисунок: очень нежно прорисованный: Молотов и Сталин прощаются с Кировым в Колонном зале. Здесь же замечательное панно «Знатные люди страны Советов». Здесь каста: стахановцы, знатные хлопкоробы, водители каких-то сверхскоростных по тогдашним меркам паровозов – то есть ударники труда, а рядом с ними традиционная элита: академики, писатели… И все в таких праздничных одеждах. Это панно было сделано к Всемирной выставке в Париже в 1937 году.
Есть рассказ про Полину Семеновну Жемчужину-Молотову, которая возглавляла парфюмерную промышленность. Она духи «Любимый букет императрицы» переделала в «Красную Москву». В таком виде они достались и последующим поколениям.
Тут же уместно вспомнить знаменитую фразу Сталина: «Жить стало лучше, жить стало веселей!» – это был поворот от жесткой модели на гедонизм. То есть допустили, что в социализме должны быть удовольствия. И это в конце концов и погубило строй. Потому что как только социализм начинает соревноваться с капитализмом как общество потребления, он проигрывает. Слишком много примеров, которые показывают, что обувь у нас получалась все же хуже, чем у загнивающего Запада…   История семьи – Вам самому интересна та эпоха? – Да, у меня был и личный интерес к той эпохе. Нашу семью ничто не миновало... В 1931 году нас раскулачили – отца моей бабушки по линии отца, моего прадеда. А в 1937-м бывших кулаков, священнослужителей и белых офицеров еще и добивали. И прадед был расстрелян. Я добился, чтобы мне выдали это решение «тройки». Тогда ведь где-то 450 тысяч человек было расстреляно на основании решений «тройки» – это первый секретарь обкома партии, начальник НКВД и прокурор области. На самом деле это были просто списки людей, которых они никогда не видели и которых приговаривали к расстрелу за «контрреволюционную деятельность», «попытку создания контрреволюционной организации»… Как в деревне можно было создать какую-то такую организацию – до этого никому дела не было… – Книгу о Великой Отечественной войне в таком же формате будете издавать? – Нет, вот таким мозаичным путем это будет сделать невозможно. И хотя можно выделить отдельные темы – например, в 1943 году погоны в армии ввели, или патриаршество восстановили, поляк Ежи Петерсбурский в конце 1941-го написал песню «Синий платочек», еще что-то, – но этого будет немного… Можно написать про Ясско-Кишиневскую операцию – но как про это написать? Ведь важно рассказать и про войну, и про гражданскую жизнь. Поэтому я сделал книгу о послевоенном времени – с 1946-го по 1960 год. В общем, считайте, что я пасую. Или, по крайней мере, понимаю, что этот формат сюда не годится.
Кстати, не после войны, а до, в 1940 году, вышла книга Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». И даже до войны книгу успели экранизировать.   Когда заканчивается эпоха? – Вы чувствует, когда одна эпоха меняет другую? Есть какие-то признаки этого? – Наверное, всякий по-своему делает для себя выводы и что-то для себя решает. Есть известный хештег: #поравалить, то есть кто-то так реагирует на смену эпохи. А кто-то говорит, что никогда так хорошо мы не жили. Это все зависит от личных ощущений.
На заре туманной юности я работал на родине в газете «Вологодский комсомолец». И дежурил по тому номеру, в котором давали материалы про смерть Брежнева. А до этого было ощущение, что все затянулось, и, похоже, мы сами все помрем при них. Тогда мне было 22. Сначала ведь умер Суслов, а потом началась, как в народе говорили, «гонка на лафетах» – цинично, да, но они сами довели до того, что народ стал так шутить. Это было в Вологде, а мне нужно было вернуться в Череповец. Я купил билет в автобус «Икарус», в нем 42 места, а у меня 39-е. И вот я протискиваюсь к своему месту, смотрю на людей, которые, конечно же, об этом уже знали. А их лица – как в парикмахерских креслах – ничего не выражают! Мне тогда хотелось сказать: «Люди, очнитесь! Запомните этот день! Ведь что-то будет! И будет совсем по-другому!». И эпоха тогда сменилась самым простым способом: эпоха закончилась, потому что вышел ее срок. Вот такое мое личное впечатление. А ведь для кого-то это так и осталось просто днем 10 ноября 1982 года. Хотя десятого числа факт его смерти утаили, но отменили концерт в честь дня милиции. А 11 ноября стало известно, что Брежнев умер. А 7 ноября он еще стоял на демонстрации и пытался приветствовать всех рукой – правда, получалось это плохо, так как ключица у него так и не срослась после того как на него в Ташкенте стропила грохнулись. Выглядел он, правда, не очень – но он давно так выглядел, все привыкли… – Как вы думаете, что дает настоящее осмысление истории? – Конечно, напрашиваются какие-то параллели. Но в истории напрямую ничто не повторяется. Важны «зарубки на память», обогащение опыта, с которым человеку дальше идти по жизни…   Справка «ОВ» Леонид Геннадьевич Парфёнов – советский и российский журналист, телеведущий, режиссер и актер. Родился 26 января 1960 года в городе Череповец Волгоградской области. Автор телепроектов «Намедни» и «Российская империя». Пятикратный лауреат ТЭФИ (в 1995, 1999, 2000, 2002 и 2004 годах). Входит в совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.   Записала Мария Донская, фото Вадима Тараканова
 
По теме
ДТП случилось в поселке Шаблыкино Елена Зябкина Фото: Управление Госавтоинспекции Орловской области Происшествие случилось 27 марта около шести вечера на улице Красноармейская поселка городского типа Шаблыкино.
Орловским областным судом рассмотрено представление государственного обвинителя на приговор Заводского районного суда города Орла по уголовному делу в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственно
// Фото пресс-службы Губернатора Орловской области - Правительство Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатор
Правительство Орловской области
В службу МЧС поступило сообщение о задымлении в здании Елена Зябкина . Фото: Елена Зябкина В здании медицинского института орловского госуниверситета в 11:35 было замечено задымление.
Комсомольская Правда
   В связи с возможным возникновением в 2024 году чрезвычайных ситуаций, вызванных весенним половодьем приказом Управления Роспотребнадзора по Орловской области утвержден план санитарно-противоэпидемических (профилактиче
Роспотребнадзор
90 - летний юбилей Цуниной А. А. - Центр соцобслуживания населения 27 марта 2024 года Глава Малоархангельского района П.В.Матвейчук, прокурор Малоархангельского района С.И.Блинов,
Центр соцобслуживания населения