«LUDI». Трилогия по мотивам шестого дня фестиваля

Орловский международный   фестиваль камерных и моноспектаклей   «LUDI» близится к своему завершению. Сегодня, 7 апреля, крайний его день. Орловцев и гостей города ожидает постановка Национального драматического театра из Литвы (г.Вильнюс)   «Слова на песке»   (по пьесе С. Беккета «Счастливые дни»), а также церемония закрытия фестиваля и награждения его участников.

Предпоследний же день «LUDI» выдался насыщенным  - зрители могли наблюдать работы трёх театров.

Тост в одном действии

Артист Старооскольского театра для детей и молодёжи Сергей Лысенко представил на суд публики историю из жизни одного человека . Литературным материалом для спектакля «Спасибо всем…» послужила повесть Фазиля Искандера «Бармен Адгур» (из цикла «Сандро из Чегема»).

События, о которых ведёт речь душевный и гостеприимный абхаз, кажутся абсурдными в своей насыщенности грязными деталями современной Адгуру действительности.   70-е годы 20 века, окрестности Чегема.  Героя Адгура пытаются убить. Однако бандитизм, что следует из рассказа выжившего после нападения бармена (к слову, тоже не кристально чистого, но сохранившего горские представления о товариществе и законах чести человека),  – не только в маргинальной среде. Купленные судьи, милиционеры-мафиози, врачи, готовые за  деньги, убить – один за другим рисуются портреты представителей общества прошлых лет, которые, впрочем, легко переносятся и на окружающую нас действительность века двадцать первого.

Тост  в одном действии, как определен жанр спектакля, исполняется Сергеем Лысенко с кавказским акцентом . Интонации актёра насыщают ироничный и динамичный текст Фазиля Искандера особым колоритом. И, кажется, что сидишь за столиком в ресторане Адгура, и слушаешь его историю.

Верно отметило жюри фестиваля, что такое интонационное решение могло свести все повествование к анекдоту. Но актёр умело балансировал на грани. В то же время монотонность рассказа немного утомила, и в какие-то моменты казалось, что нить повествования теряется, не улавливается чётко и ясно.

Тем не менее Адгуру удалось рассказать свою историю так, что услышавший её зритель в конце поднял бокал вина , предложенный милыми официантками его ресторана, за тостующего. 

Уроки духовного восстановления

Накануне Благовещения на сцене театра «Русский стиль» дважды был сыгран моноспектакль Романтического театра Юрия Томашевского (Санкт-Петербург) «Уроки аббатисы» по поэме Елен ы Шварц  «Труды и дни Лавинии, монахини из Ордена Обрезания Сердца» в исполнении Анны Некрасовой . Режиссёр – Юрий Томашевский.

Поэма Елены Шварц, одной из представительниц диссидентов, ведущей фигуры ленинградской неофициальной культуры 70-80-х годов, лауреата премии Андрея Белого, полна отсылок к символам, образам из области теософии, мифологии, поэзии средневековья и серебряного века. Это очень красивое, впечатляющее, сложное для восприятия поэтическое духовное путешествие стало более доступным благодаря сценическому воплощению в сокращённой версии. От Рождества до Пасхи, от зарождения веры до преодоления себя и обретения Бога, духовного воскрешения – такой путь дважды за минувший день на глазах у орловских зрителей и гостей города проходила в роли монахини Лавинии Анна Некрасова. Неортодоксальность, сочетающаяся с глубокой верой, была свойственна и героине, и автору произведения .

Лев, волк, медведь – ангелы Лавинии , сопровождали её в этом странствии. Но свой Город Золотой Лавиния обретает за пределами монастыря , в котором долгие годы исповедовалась и дискутировала с аббатисой, рассказывая ей про искушения, покушения бесов и чертей. 

По словам Анны Некрасовой, в этом произведении нет перспективы времени. Язык жестов и пластика, сопровождающие в некотором роде исповедальный текст, существуют подчас параллельно и независимо друг от друга. Чёткая артикуляция, подчёркнутость ассонанса, аллитерации, соблюдение художественно оправданных пауз, местами – отрывистой расстановки слога, позволили тексту зазвучать ясно и сочно.

Спектакль получился поэтическим не только по содержания, но и по форме . В нём слово, мелодика, темпоритм являются основополагающими. Актриса Анна Некрасова, поразившая членов жюри своей средневековой тонкостью черт и изяществом, обратилась к зрителям с благодарностью за то, что они пришли и совершили вместе с ней этот не простой и удивительный путь, и сказала, что главной задачей она и Юрий Томашевский поставили именно привлечение публики к поэзии Елены Шварц, признанной ещё в юности гением и рыцарем поэтических традиций серебряного века. 

Способ избавиться от вредной привычки

Завершающим шестой день фестиваля стал спектакль Харьковского «Театра 19» «Самый лёгкий способ бросить курить» по одноимённой пьесе Михаила Дурненкова . Напомним, харьковчане на фестивале «LUDI» уже бывали: в 2010 году они привозили в Орёл спектакль «Двери» ).

«Современная комедия и не только в двух действиях» идёт более двух часов. Наверное, этот спектакль на фестивале стал самым продолжительным — он шёл 2 часа 15 минут. Однако   затянутым действие, как мне думается, назвать нельзя.

О чём эта история? Если бы мне дали возможность одним словом определить, то среди множества вариантов я бы выбрал пустоту . Именно так. Пустота вокруг, пустота внутри нас. Какая-то грусть и тоска происходящих вокруг процессов и внутренних движений.

Была семья —  Костя (С. Листунов) да Катя (Е. Горбань). И жили-то вроде неплохо. Ну, как неплохо? Как все. Жена вечно ворчала, муж тихо выслушивал и нервно покуривал. В ответ на вопрос «Любишь ли меня?» получал, ах да, никакого ответа и не получал, мол, что за разговоры дикие. Простая жизнь простой, простите, за штамп, среднестатистической семьи. И как у каждой среднестатистической семьи не было в их отношениях соли. Как-то пресно жилось. Катя изменяет Косте как бы с его другом (Ю. Николаенко), жена (Е. Белова) которого вот-вот умрёт от рака. Костя встречает свою первую любовь (Н. Иванская) и её безумного до инфантилизма папу (С. Савлук). 
И что же решает наш герой? Как он пытается обрести смысл? А решает он бросить курить, ну, чтобы было с чем бороться... В общем, люди все взрослые, но какие-то потерявшиеся, или вообще никогда не знавшие себя.

На протяжении всего спектакля  было интересно наблюдать за тем, что и как происходило на сцене.    Не знаю, как планировал режиссёр, но мне показалось, что существование актёров на сцене удивительным образом ложилось на саму историю. Взять хотя бы то, как появлялись и исчезали персонажи — вот они ещё здесь, гаснет свет — смена кадра. Пусть так и не гармонично, как-то разорвано, неплавно, а с резкими переходами, актёры жили на сцене. В этом, как и в самих персонажах, чувствовалась неопределённость, невозможность понять, кто ты и для чего.  К этому можно свести и игру с тенями или с тем, что нередко герои поворачиваются к зрителю спиной. И вроде бы видим человека, но не можем понять, каков он, не видим его лица . Слова Кости тому подтверждение — « Я никакой. Просто ворую чужие биографии и леплю из них свою» .

Единственное, что потерял спектакль из-за обращения  к такому ходу (игра на заднем плане, погружение в оболочку) вкупе с шумными композициями MUSE, — слова . Иногда сложно было расслышать, что произносят актёры. А может, это тоже входило в задумку — нам кто-то что-то говорит, что-то важное или не очень, а мы не слышим? 

Объёмным и не менее значимым дополнением стали декорации. Графика и линии металлических конструкций (столы, стулья) соединились в единое целое с задним полотном, на котором хаотично изображены человеческие линии . И в этом хаосе, беспорядочном движении затерялись судьбы наших героев. Герои, до которых только после смерти доходит, что они имели и что потеряли.

Современная история в современном воплощении (с грубоватым языком, свободными движениями и, простите за такую деталь, сверкающими пятками) получилась немного раздробленной. Впрочем, лично для меня, это сыграло только на руку спектаклю — какие персонажи, такая и жизнь в целом, такое, соответственно, и сценическое решение. Вместо того чтобы решать проблему, действительно искать выход из тупика, наши герои, как и мы в реальности, пытаются за чем-то скрыться, отдаются власти привычек, живут в воображаемом мире...

И остаётся вот что: «главное   — не начинать курить. Иначе все мучения напрасны будут»...

Оксана Полуничева, Анна Дулевская, Максим Городецкий,

фото авторов

Ещё новости о событии:

В Орле продолжается V международный фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI – 2014.
13:14 08.04.2014 vOrle.Ru - Орел
«LUDI». Трилогия по мотивам шестого дня фестиваля - InfoOrel.Ru
Орловский международный  фестиваль камерных и моноспектаклей  «LUDI» близится к своему завершению.
14:42 07.04.2014 InfoOrel.Ru - Орел
 
По теме
ВНИМАНИЕ!!! С 27 марта 2024 года на территории отделения «Дом ветеранов» вводится пропускной режим (вход посторонних лиц на территорию отделения по предварительному согласованию и при наличии оригинала документов,
     Получатели социальных услуг отделения социальной реабилитации и активного долголетия БУОО «КЦСОН Новосильского района» посетили торжественный вечер под названием «У меня случился служебный роман!»,
04 - Городская Газета Сотни людей погибли в результате теракта. 22 марта несколько мужчин напали на посетителей концерта группы «Пикник», который должен был пройти в Подмосковье.
Городская Газета
close-up-scientist-holding-glassware_23-2148794432 - Городская Газета Медицинские исследования ученых ОГУ им. И. С. Тургенева помогают в лечении самых опасных заболеваний.
Городская Газета
В службу МЧС поступило сообщение о задымлении в здании Елена Зябкина . Фото: Елена Зябкина В здании медицинского института орловского госуниверситета в 11:35 было замечено задымление.
Комсомольская Правда