Система досудебного урегулирования налоговых споров все более эффективно защищает права и интересы налогоплательщиков.
В соответствии с положениями статей 100, 101, 101.4, 137-140 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение налоговых споров может осуществляться на двух основных стадиях досудебного урегулирования:
а) при рассмотрении письменных возражений налогоплательщиков на стадии рассмотрения материалов проверки (от момента вручения акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля до вынесения решения);
б) при рассмотрении жалоб налогоплательщиков на акты ненормативного характера, а также действия или бездействие должностных лиц налоговых органов.
При этом, как правило, используется второй способ – подача жалобы в вышестоящий налоговый орган, когда решение инспекции уже состоялось и подлежит исполнению.
Тем не менее, практика показывает, что решать налоговый спор на этапе рассмотрения материалов проверки непосредственно в инспекции не менее результативно. Лучше всего это делать в период - от момента вручения акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля до вынесения решения.
В связи с чем УФНС России по Орловской области рекомендует: при получении акта налогового контроля и несогласии c позицией инспекции возражения и подтверждающие документы представлять нужно незамедлительно.
Порядок и сроки подачи возражений регламентированы в статьях 100, 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответствующая информация размещена в каждом акте налогового контроля.
Уклонение от получения акта налогового контроля лишает налогоплательщика возможности на эффективную защиту своих прав и законных интересов.
Особое внимание обращаем на право налогоплательщиков на подачу ходатайства о применении смягчающих обстоятельств на стадии принятия решения по проверке.