Новости города БезФормата.Ru
Орел
Главные новости
 
Задать вопрос?

Некстати

Театр абсурда: темнота и магия. Разруха начинается в головах. Весна в Орле, среди прочих редких явлений культуры, ознаменована «Неделей польской драмы» на сцене театра «Свободное пространство». Орловскому зрителю заново представлены спектакли по пьесам Славомира Мрожека («Эмигранты»: трагикомедия) и Тадеуша Ружевича («Непорочный брак»: гротескная комедия), но главным событием недели, месяца и, может быть, всего сезона стала премьера спектакля по пьесе Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская». В афише спектакль обозначен как трагифарс. Что интригует вдвойне: для нас, разделивших в себе силу духа между пафосом и скепсисом, очень даже подходящий жанр.

 

Размышляя (не слишком успешно) над немыслимой сложностью общественного устройства, я разделяю устоявшееся представление, что экономика основана на пользе, наука на истине, а искусство на красоте; но вот на чем, по общему мнению, замешана политика, этого я не скажу – редактор и так сердится, что я порчу имидж газеты обсценной лексикой. Однако и дураку понятно, что такого трагифарса, как в политике, невозможно представить ни в какой другой сфере человеческой деятельности. Кто привык следить за публичными выступлениями социальных эксцентриков на политической арене, в цирке скучает. Вспомнить хотя бы открытие памятника царю Ивану Грозному в Орле…

Когда власть над словом забирает Фама, богиня молвы, Мнемозина, богиня памяти, теряет дар речи. Служители Фамы, наглые захватчики информационного пространства, все привычные понятия выворачивают наизнанку, создавая в умах кавардак. Таков путь идеологии: одурманить непокорную правду ложным пафосом и превратить в подконтрольную догму. Безнадежный и бессмысленный замысел актуального искусства – сделать наоборот: вывести истину, потерявшую разумение, из замкнутого пространства риторического вранья в зону творческого беспредела. Что лучше – судите сами.

Продвинутые искусствоведы, оправдывая изощренные безобразия, творимые в сфере актуального искусства, создают представление о художественном разрушении как символической репрезентации картины мира, сложившейся в сумеречном сознании: разруха начинается в головах. Как в общем смысле, так и в конкретном. Как в мировом масштабе, так и в местном. Что далеко ходить? – пройдите хотя бы по улице Ленина, пострадавшей от произвола вандалов, получивших мандат на ее благоустройство… Как сказал о бездарных дизайнерах Чжуан-цзы, они не слышат флейты неба. И не обладают человеколюбием, добавил Лао-цзы. Кому довелось пройти этим скорбным путем, оступаясь на дробных ступеньках и отстраняясь от нелепых саркофагов, в какой-то мере уже понял, что здравого смысла в нашей жизни намного меньше, чем мы думаем.

Пан Гжегож, творец абсурда

Новый спектакль, гвоздь сезона, поставил польский режиссер Гжегож Мрувчиньски (Grzegorz Mrowczyn?ski). Художник широкого формата, особенное пристрастие пан Гжегож питает к экспериментальному театру. Особые отношения связывают его с русской культурой. Взять хотя бы его послужной список в репертуарной истории театра «Свободное пространство»: Славомир Мрожек «Бойня» (2006); Славомир Мрожек «Танго» (2008); Тадеуш Ружевич «Непорочный брак» (2013). И вот наконец – Витольд Гомбрович «Ивонна, принцесса Бургундская» (2017).

В творческом поиске Гжегожа Мрувчиньского доминируют два фактора: раздвижение культурного горизонта и расширение жанрового диапазона. Что счастливо сочетается с идейной установкой художественного руководителя театра Александра Михайлова; взаимное согласие определяет успех их совместных проектов.

На творческой встрече, предварявшей премьеру, Гжегож Мрувчиньски остроумно и артистично посвящал собравшихся в специфику театра абсурда – его стилистику и тематику. Что общее у всех пьес этого жанра – мессидж как эпатаж… или наоборот? что-то я запутался; надо уточнить у пана Гжегожа при следующей встрече. Рецепция театра абсурда в русскую культурную традицию еще не завершена. Но, как следует из вышесказанного, сделан еще один шаг в этом направлении.

– А как же система Станиславского? – спросила из зала озабоченная девушка, видимо, намереваясь поддержать авторитет и приоритет психологического театра. Пан Гжегож деликатно уклонился от камешка, брошенного в его огород. А мог бы на провокативный вопрос дать парадоксальный ответ. Когда на сцене воцаряется абсурд, в который волею режиссера вовлечены актеры, Станиславский отдыхает… в самом деле, разве старик не заслужил право на отдых?

Пан Витольд, темный маг

Вводя в афишу название знаменитой пьесы, Александр Михайлов, великий мастер репертуарной стратегии, открывает орловской театральной публике новое мировое имя. Знакомьтесь: Гомбрович, классик XX века.

Витольд Гомбрович (Witold Gombrowicz) – прозаик и драматург, мастер гротеска и мэтр сарказма. Родился в Польше (1904), умер во Франции (1969). С изданием романа «Фердидурка» (1937) стал фаворитом варшавской богемы; в начале Второй мировой войны оказался в эмиграции, в Аргентине, где прожил почти четверть века – и лишь в конце жизни вернулся на родной континент: в Европу, но не в Польшу.

Мировая слава добралась до него не сразу, зато уж когда критика прочла Гомбровича всерьез, эксперты включили его в первый ряд культовых авторов. В современной культуре Гомбрович признан как романист и востребован как драматург, – но, пожалуй, главным трудом его жизни стал дневник, в котором автор весьма нелицеприятно высказывается обо всем, что входит в сферу его внимания. Чтобы укротить строптивого Гомбровича, его номинировали на Нобелевскую премию, – но договориться на его счет шведские академики не успели: пан Витольд со свойственным ему гонором не стал дожидаться утвердительного вердикта – взял и как назло умер. Ныне во Франции, в доме, где он доживал свою сложную жизнь, создан музей.

Художественный метод Гомбровича нужно выводить из его напряженного отношения к людской удивительности, колеблющегося, подобно переменному току, между полюсами страха и смеха. Муза Гомбровича пребывает то в паническом, то в комическом состоянии, – как будто его гений каждый сущий миг заново обнаруживает свое место в мире, и оно все время оказывается другим местом. Понимание нелепости происходящего разворачивается в постижение странности сущего. Вот показательный эпизод, описанный в «Дневнике».

Я прогуливался по аллее, когда из-за дерева на меня вышла корова. Я остановился, и мы смотрели друг другу в глаза. Ее коровность чрезвычайно удивила мою людскость, и тот момент, когда наши взгляды встретились, оказался так неловок, что я смутился как человек, то есть в моем человеческом качестве. Странное чувство, впервые мною познанное, – человеческий стыд перед животным. Я позволил ей смотреть на меня и увидеть меня – это нас сравняло, – вследствие чего я стал в ее глазах животным, но каким-то странным, я бы даже сказал, ненормальным. Я продолжил прерванную прогулку, но мне стало не по себе… в природе, которая со всех сторон окружала меня и которая как будто… рассматривала меня. 1)

У великого семиотика Юрия Лотмана есть ироническое высказывание на ту же тему, поразительно сходное по смыслу. С точки зрения человека, животному приписывается глупость, с точки зрения животного, человеку – бесчестность (неподчинение правилам)… Отношение животных к человеку можно назвать устранением… это стремление инстинктивно избегать непредсказуемых ситуаций, – нечто похожее на то, что испытывает человек, сталкиваясь с сумасшедшим. 2) Разве не то же у Гомбровича? В отстраненном ракурсе коровьего взгляда человеческое существо начинает узнавать себя извне – и обнаруживает свое существование как извращение естественного порядка вещей. Не с этого ли пункта начинается театр абсурда?

Трагикомическое отчуждение человеческого существования от первозданного бытия Гомбрович положил в основание своей поэтики, которую философская критика расположила на прокрустовом ложе экзистенциализма. Гомбровичу это не слишком нравилось, но доказывать отдельность своей литературной судьбы и особость своего творческого метода он полагал ниже своего достоинства. Я должен рассказать вам о моей жизни в связи с моим произведением? Я не знаю ни моей жизни, ни моего произведения. Я влачу за собой свое прошлое как туманный хвост кометы, а что касается произведения, то я тоже не слишком много знаю, очень даже мало. Темнота и магия. 3) Темный маг, озадаченный самопознанием, порождает странные наваждения, смущающие общее воображение.

Театр Гомбровича – апология стыда, доходящая до бесстыдства. Если нахальный мальчишка в сказке Андерсена обличает голого короля, Гомбрович поступает противоположным образом – разоблачает респектабельные истины, срывая с них покровы фарисейства – раздевает догола, вплоть до срама. Очевидец сего, переживая эстетический катарсис, одновременно испытывает этический стресс: он чувствует себя уличенным в молчаливом сотрудничестве с ложью, оккупировавшей социальное пространство. Корова Гомбровича, аллегорический реликт пасторальной эпохи, смотрит на него в упор… и человеку, оскорбленному в своем существе, хочется превратить ее в говядину.

Ивонна, священная корова

Пьеса, написанная Гомбровичем еще до войны, по-настоящему стала знаменита в мире в 60-е годы – когда на нее обратили внимание многие известные режиссеры, включая Ингмара Бергмана, и таким образом «Ивонна, принцесса Бургундская» вошла в шорт-лист мирового репертуара. Уже при первых европейских постановках пресса впала в критический экстаз; вот только некоторые из отзывов, которые Гомбрович с нескрываемым удовольствием выписывает в своем дневнике.

– Великая пьеса. • Шедевр! • Пьеса достойна всяческого восхищения! • Это не театр, это магия. • Гимн чести польского драматургического творчества.

Фабула пьесы несложна, но мессидж не однозначен. В некотором царстве, некотором государстве наследный принц намеревается жениться на посторонней девице; резонно подумать – на Золушке… а вот фиг вам! это же Гомбрович, а не Шварц. Его избранница – отклонение от нормы, но в другую сторону, чем все: среди пустопорожней болтовни она погружена в полное молчание. Что страшно раздражает всех, включая зрителей. Незнакомка, произведенная в принцессы, не теряет своей отчуждающей странности; не делая ничего, она ставит всех в ложное положение. Такое не прощается никому – чудесную возможность жить иначе приносят в жертву общественному мнению.

Пытаясь истолковать смысл спектакля, я мог бы предложить три объяснения происходящего на сцене – экзистенциальное, эпистемологическое и этическое.

1. Ивонна – явление экзистенциального минимализма, и потому ее существование не вписывается в господствующий стиль жизни, основанный на эскалации возможностей; устранение молчаливого противоречия есть торжество системности над самостью.

2. Ивонна – воплощение постулата Витгенштейна: о чем невозможно говорить, о том следует молчать; пьеса – притча о том, что может быть выражено только иносказанием, а что именно – автор умалчивает, и я вам этого не скажу.

3. Ивонна – олицетворение больной совести, молчание которой давит на душу; добрые люди имеют обыкновение вымещать зло на том, кто обнаруживает в них, нечаянно или нарочно, тайное зло, тщательно спрятанное от постороннего взгляда.

Я думаю, что за любую рациональную интерпретацию автор пьесы подверг бы репутацию критика публичному четвертованию – и это незаслуженное наказание соответствовало бы узаконенному произволу театра абсурда. Однако поскольку, говоря о спектакле, рецензенту положено высказать свое мнение, в порядке компенсации хочется предложить три прописные морали.

1. Девушки! Не стремитесь замуж за принцев – женихи они, конечно, престижные, но на ваше счастье не рассчитаны.

2. Юноши! Не связывайтесь по жизни с кем попало – не из каждой лягушки может получиться полноценная царевна.

3. Люди добрые! Не соблазняйтесь злоречием: язык мой – враг мой; но и в молчании знайте меру: немой среди лжецов как голый среди волков.

А вообще-то, собираясь в театр, не берите в голову ничего лишнего; в театр ходят не за назиданием, а за наслаждением – чтобы получать удовольствие от того, что творится на сцене. Даже если на сцене творится черт-те что. Притом творится забавным образом. Как в данном случае. Пропустить этот спектакль – значит расписаться в духовной инертности и умственной отсталости. Простите за грубость, набрался от Гомбровича…

1) Витольд Гомбрович «Дневник».

2) Юрий Лотман «Культура и взрыв».

3) Витольд Гомбрович «Завещание».

4) Людвиг Витгенштейн «Логико-философский трактат».

Владимир Ермаков

Некстати - Орловский ВестникЕвгений Евтушенко: больше, чем поэт. 2. Когда иллюзии оттепели развеялись, подобно предрассветному туману, и окружающая действительность предстала в натуральном виде,
28.07.2017 Орловский Вестник
«Он был, о море, твой певец…»: в Бунинке откроется выставка в честь И.К. Айвазовского - InfoOrel.Ru29 июля в отделе Абонемент образовательных услуг областной библиотеки им.
27.07.2017 InfoOrel.Ru
Касаткина рассказала о новой постановке балета в ГАТКБ - InfoOrel.RuВ Москве проходит летний фестиваль Государственного академического театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева, на котором будут показаны его классические и современные постановки.
27.07.2017 InfoOrel.Ru
Кого следовало внести в Книгу Почета города - vOrle.RuКандидатура Елены Майоровой вызвала ожесточенные споры. Ежегодно в канун празднования Дня города принимается решение о внесении имени гражданина Орла в Книгу Почета.
27.07.2017 vOrle.Ru
порожки - OrelGrad.RuФото Виктора Панкова Правительство разъяснило ситуацию с разбитыми порожками.
27.07.2017 OrelGrad.Ru
В Орле установят две мемориальные доски - vOrle.RuБарельефы увековечат память заслуженного юриста РФ и тренера по боксу. Накануне, 25 июля,
26.07.2017 vOrle.Ru
Времена года в мемориальной мастерской А.И. Курнакова. Лето. Музыка. Живопись. - InfoOrel.Ru21 июля в залах музея «Мемориальная мастерская Народного художника СССР Андрея Ильича Курнакова» прошёл музыкально-поэтический вечер «Времена года.
25.07.2017 InfoOrel.Ru
К 200-летию со дня рождения художника Айвазовского вышла почтовая марка cвидом на  Севастопольскую бухту - InfoOrel.Ru25 июля в почтовое обращение вышла марка к 200-летию со дня рождения живописца, мецената, профессора Петербургской Академии художеств, академика и почётного члена Императорской Академии художеств Ивана Константиновича Айвазовского.
25.07.2017 InfoOrel.Ru
Неистовый Чистов - Орловский ВестникНа днях исполняется 40 дней, как от нас ушел, не побоюсь этого слова, выдающийся художник Евгений Чистов.
25.07.2017 Орловский Вестник
«Счастье моё — моя семья» - Совет народных депутатов«Счастье моё — моя семья» — под таким названием 22 июля в комплексном молодёжном центре «Юность» посёлка Нарышкино состоялся традиционный праздник.
24.07.2017 Совет народных депутатов
В мемориальной мастерской Андрея Курнакова прошел музыкально-поэтический вечер - Орловское информбюро«Времена года, лето. Живопись Андрея Курнакова» - работы талантливого художника соединили с красивой музыкой и поэтическими строчками.
24.07.2017 Орловское информбюро
дом культуры - OrelGrad.RuНаш регион включен в федеральный проект «Местный дом культуры». Проект реализуется партией «Единая Россия».
24.07.2017 OrelGrad.Ru
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Орловской области возбуждено уголовное дело в отношении ранее судимого 28-летнего жителя города Орла Александра Ларкина, подозреваемого в совершении преступлений,
27.07.2017 Следственный комитет
Полицейские задержали злоумышленника внутри клуба. 30-летний знакомый, с которым потерпевший приехал в заведение, набросился на него перед входом, стал избивать, а потом забрал из кармана 3200 рублей.
27.07.2017 Орёл-регион
Схема простая. Воры сообщают человеку, что ему пора заменить электросчётчик, и пока один человек отвлекает внимание, второй похищает деньги.
27.07.2017 Орёл-регион
Новости Ливны -Максим. - Уездный Город News
Максиму и его маме срочно нужна помощь
Ливенский школьник, десятилетний Максим, попал в беду. Максим. На месте аварии.
Уездный Город News
Орловская полиция прокомментировала сегодняшнее ЧП в горпарке
В пресс-службе УМВД рассказали, что именно произошло сегодняшним вечером в Орле.
Орёл-регион
Криминальное чтиво: перестрелка и захват заложников в центре Орла
Сегодня около 17.30 тишину и спокойствие города нарушили звуки выстрелов и крики прохожих, а также вой сирен.
Орёл-регион
порожки - OrelGrad.RuФото Виктора Панкова Правительство разъяснило ситуацию с разбитыми порожками.
27.07.2017 OrelGrad.Ru
Кого следовало внести в Книгу Почета города - vOrle.RuКандидатура Елены Майоровой вызвала ожесточенные споры. Ежегодно в канун празднования Дня города принимается решение о внесении имени гражданина Орла в Книгу Почета.
27.07.2017 vOrle.Ru
«Он был, о море, твой певец…»: в Бунинке откроется выставка в честь И.К. Айвазовского - InfoOrel.Ru29 июля в отделе Абонемент образовательных услуг областной библиотеки им.
27.07.2017 InfoOrel.Ru
Неистовый Чистов - Орловский Вестник
Неистовый Чистов
На днях исполняется 40 дней, как от нас ушел, не побоюсь этого слова, выдающийся художник Евгений Чистов.
Орловский Вестник
Некстати - Орловский Вестник
Некстати
Евгений Евтушенко: больше, чем поэт. 18 июля 2017 года поэту Евгению Евтушенко исполнилось бы 85 лет.
Орловский Вестник
Литературное паломничество к Тургеневу - Орловский Вестник
Литературное паломничество к Тургеневу
  В июне Орловским объединенным государственным литературным музеем И.С. Тургенева, Тургеневским обществом в Орле при участии Тургеневского общества в родовой усадьбе «Тургенево» проведены 25-е Тургеневские чтения.
Орловский Вестник
27-07-17-2 - КПРФ  Мценск – один из крупнейших и наиболее значимых городов в Орловской области.
27.07.2017 КПРФ
Год гражданской обороны: кто стал лучшим в соревнованиях по мини-футболу в орловском МЧС - МЧСНакануне в соревнованиях на первенство Главного управления МЧС России по Орловской области по мини-футболу определились победители .
27.07.2017 МЧС
JPG Файл - УМВД Орловской областиСоревнования по стрельбе среди личного состава орловской полиции прошли в рамках спартакиады УМВД.
27.07.2017 УМВД Орловской области
Финал Кубка Орла по футболу пройдёт 30 июля
Игра состоится на стадионе «Динамо». Начало запланировано на 15 часов.
Орёл-регион
Орловцев позвали на турнир по силовому экстриму
В Орле 6 августа в городском парке напротив колоннады, в 14-00 пройдёт мини-турнир по силовому экстриму «Успеть за 60 секунд!».
Орловская среда
Орловец выиграл две медали на Кубке Брянской области по городошному спорту
Анатолий Алипов дважды поднимался на высшую ступень пьедестала. Соревнования проходили в Брянске с 21 по 23 июля.
Орёл-регион
27072017 - Администрация г. Орёл27 июля на сессии городского совета главой администрации города Орла назначен Александр Сергеевич Муромский.
27.07.2017 Администрация г. Орёл
Ефим Вельковский - OrelGrad.RuПри этом сам он на сессии не присутствовал. На заседании горсовета 27 июля звание «Почетный гражданин города Орла» было присвоено бывшему мэру города, экс-заместителю губернатора Ефиму Вельковскому.
27.07.2017 OrelGrad.Ru
Встреча Губернатора Орловской области с краснозоренцами проходила в районном Доме культуры в рамках его рабочей поездки в район.
27.07.2017 Правительство Орловской области
Граждане, постоянно проживающие на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на определенные льготы.
27.07.2017 Орловская среда
Потомский - OrelGrad.RuЖительница Краснозоренского района сообщила, что врачи отказались предоставить ее матери лекарства от инсульта.
26.07.2017 OrelGrad.Ru