Новости города БезФормата.Ru
Орел
Главные новости
 
Задать вопрос?

Некстати

Театр абсурда: темнота и магия. Разруха начинается в головах. Весна в Орле, среди прочих редких явлений культуры, ознаменована «Неделей польской драмы» на сцене театра «Свободное пространство». Орловскому зрителю заново представлены спектакли по пьесам Славомира Мрожека («Эмигранты»: трагикомедия) и Тадеуша Ружевича («Непорочный брак»: гротескная комедия), но главным событием недели, месяца и, может быть, всего сезона стала премьера спектакля по пьесе Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская». В афише спектакль обозначен как трагифарс. Что интригует вдвойне: для нас, разделивших в себе силу духа между пафосом и скепсисом, очень даже подходящий жанр.

 

Размышляя (не слишком успешно) над немыслимой сложностью общественного устройства, я разделяю устоявшееся представление, что экономика основана на пользе, наука на истине, а искусство на красоте; но вот на чем, по общему мнению, замешана политика, этого я не скажу – редактор и так сердится, что я порчу имидж газеты обсценной лексикой. Однако и дураку понятно, что такого трагифарса, как в политике, невозможно представить ни в какой другой сфере человеческой деятельности. Кто привык следить за публичными выступлениями социальных эксцентриков на политической арене, в цирке скучает. Вспомнить хотя бы открытие памятника царю Ивану Грозному в Орле…

Когда власть над словом забирает Фама, богиня молвы, Мнемозина, богиня памяти, теряет дар речи. Служители Фамы, наглые захватчики информационного пространства, все привычные понятия выворачивают наизнанку, создавая в умах кавардак. Таков путь идеологии: одурманить непокорную правду ложным пафосом и превратить в подконтрольную догму. Безнадежный и бессмысленный замысел актуального искусства – сделать наоборот: вывести истину, потерявшую разумение, из замкнутого пространства риторического вранья в зону творческого беспредела. Что лучше – судите сами.

Продвинутые искусствоведы, оправдывая изощренные безобразия, творимые в сфере актуального искусства, создают представление о художественном разрушении как символической репрезентации картины мира, сложившейся в сумеречном сознании: разруха начинается в головах. Как в общем смысле, так и в конкретном. Как в мировом масштабе, так и в местном. Что далеко ходить? – пройдите хотя бы по улице Ленина, пострадавшей от произвола вандалов, получивших мандат на ее благоустройство… Как сказал о бездарных дизайнерах Чжуан-цзы, они не слышат флейты неба. И не обладают человеколюбием, добавил Лао-цзы. Кому довелось пройти этим скорбным путем, оступаясь на дробных ступеньках и отстраняясь от нелепых саркофагов, в какой-то мере уже понял, что здравого смысла в нашей жизни намного меньше, чем мы думаем.

Пан Гжегож, творец абсурда

Новый спектакль, гвоздь сезона, поставил польский режиссер Гжегож Мрувчиньски (Grzegorz Mrowczyn?ski). Художник широкого формата, особенное пристрастие пан Гжегож питает к экспериментальному театру. Особые отношения связывают его с русской культурой. Взять хотя бы его послужной список в репертуарной истории театра «Свободное пространство»: Славомир Мрожек «Бойня» (2006); Славомир Мрожек «Танго» (2008); Тадеуш Ружевич «Непорочный брак» (2013). И вот наконец – Витольд Гомбрович «Ивонна, принцесса Бургундская» (2017).

В творческом поиске Гжегожа Мрувчиньского доминируют два фактора: раздвижение культурного горизонта и расширение жанрового диапазона. Что счастливо сочетается с идейной установкой художественного руководителя театра Александра Михайлова; взаимное согласие определяет успех их совместных проектов.

На творческой встрече, предварявшей премьеру, Гжегож Мрувчиньски остроумно и артистично посвящал собравшихся в специфику театра абсурда – его стилистику и тематику. Что общее у всех пьес этого жанра – мессидж как эпатаж… или наоборот? что-то я запутался; надо уточнить у пана Гжегожа при следующей встрече. Рецепция театра абсурда в русскую культурную традицию еще не завершена. Но, как следует из вышесказанного, сделан еще один шаг в этом направлении.

– А как же система Станиславского? – спросила из зала озабоченная девушка, видимо, намереваясь поддержать авторитет и приоритет психологического театра. Пан Гжегож деликатно уклонился от камешка, брошенного в его огород. А мог бы на провокативный вопрос дать парадоксальный ответ. Когда на сцене воцаряется абсурд, в который волею режиссера вовлечены актеры, Станиславский отдыхает… в самом деле, разве старик не заслужил право на отдых?

Пан Витольд, темный маг

Вводя в афишу название знаменитой пьесы, Александр Михайлов, великий мастер репертуарной стратегии, открывает орловской театральной публике новое мировое имя. Знакомьтесь: Гомбрович, классик XX века.

Витольд Гомбрович (Witold Gombrowicz) – прозаик и драматург, мастер гротеска и мэтр сарказма. Родился в Польше (1904), умер во Франции (1969). С изданием романа «Фердидурка» (1937) стал фаворитом варшавской богемы; в начале Второй мировой войны оказался в эмиграции, в Аргентине, где прожил почти четверть века – и лишь в конце жизни вернулся на родной континент: в Европу, но не в Польшу.

Мировая слава добралась до него не сразу, зато уж когда критика прочла Гомбровича всерьез, эксперты включили его в первый ряд культовых авторов. В современной культуре Гомбрович признан как романист и востребован как драматург, – но, пожалуй, главным трудом его жизни стал дневник, в котором автор весьма нелицеприятно высказывается обо всем, что входит в сферу его внимания. Чтобы укротить строптивого Гомбровича, его номинировали на Нобелевскую премию, – но договориться на его счет шведские академики не успели: пан Витольд со свойственным ему гонором не стал дожидаться утвердительного вердикта – взял и как назло умер. Ныне во Франции, в доме, где он доживал свою сложную жизнь, создан музей.

Художественный метод Гомбровича нужно выводить из его напряженного отношения к людской удивительности, колеблющегося, подобно переменному току, между полюсами страха и смеха. Муза Гомбровича пребывает то в паническом, то в комическом состоянии, – как будто его гений каждый сущий миг заново обнаруживает свое место в мире, и оно все время оказывается другим местом. Понимание нелепости происходящего разворачивается в постижение странности сущего. Вот показательный эпизод, описанный в «Дневнике».

Я прогуливался по аллее, когда из-за дерева на меня вышла корова. Я остановился, и мы смотрели друг другу в глаза. Ее коровность чрезвычайно удивила мою людскость, и тот момент, когда наши взгляды встретились, оказался так неловок, что я смутился как человек, то есть в моем человеческом качестве. Странное чувство, впервые мною познанное, – человеческий стыд перед животным. Я позволил ей смотреть на меня и увидеть меня – это нас сравняло, – вследствие чего я стал в ее глазах животным, но каким-то странным, я бы даже сказал, ненормальным. Я продолжил прерванную прогулку, но мне стало не по себе… в природе, которая со всех сторон окружала меня и которая как будто… рассматривала меня. 1)

У великого семиотика Юрия Лотмана есть ироническое высказывание на ту же тему, поразительно сходное по смыслу. С точки зрения человека, животному приписывается глупость, с точки зрения животного, человеку – бесчестность (неподчинение правилам)… Отношение животных к человеку можно назвать устранением… это стремление инстинктивно избегать непредсказуемых ситуаций, – нечто похожее на то, что испытывает человек, сталкиваясь с сумасшедшим. 2) Разве не то же у Гомбровича? В отстраненном ракурсе коровьего взгляда человеческое существо начинает узнавать себя извне – и обнаруживает свое существование как извращение естественного порядка вещей. Не с этого ли пункта начинается театр абсурда?

Трагикомическое отчуждение человеческого существования от первозданного бытия Гомбрович положил в основание своей поэтики, которую философская критика расположила на прокрустовом ложе экзистенциализма. Гомбровичу это не слишком нравилось, но доказывать отдельность своей литературной судьбы и особость своего творческого метода он полагал ниже своего достоинства. Я должен рассказать вам о моей жизни в связи с моим произведением? Я не знаю ни моей жизни, ни моего произведения. Я влачу за собой свое прошлое как туманный хвост кометы, а что касается произведения, то я тоже не слишком много знаю, очень даже мало. Темнота и магия. 3) Темный маг, озадаченный самопознанием, порождает странные наваждения, смущающие общее воображение.

Театр Гомбровича – апология стыда, доходящая до бесстыдства. Если нахальный мальчишка в сказке Андерсена обличает голого короля, Гомбрович поступает противоположным образом – разоблачает респектабельные истины, срывая с них покровы фарисейства – раздевает догола, вплоть до срама. Очевидец сего, переживая эстетический катарсис, одновременно испытывает этический стресс: он чувствует себя уличенным в молчаливом сотрудничестве с ложью, оккупировавшей социальное пространство. Корова Гомбровича, аллегорический реликт пасторальной эпохи, смотрит на него в упор… и человеку, оскорбленному в своем существе, хочется превратить ее в говядину.

Ивонна, священная корова

Пьеса, написанная Гомбровичем еще до войны, по-настоящему стала знаменита в мире в 60-е годы – когда на нее обратили внимание многие известные режиссеры, включая Ингмара Бергмана, и таким образом «Ивонна, принцесса Бургундская» вошла в шорт-лист мирового репертуара. Уже при первых европейских постановках пресса впала в критический экстаз; вот только некоторые из отзывов, которые Гомбрович с нескрываемым удовольствием выписывает в своем дневнике.

– Великая пьеса. • Шедевр! • Пьеса достойна всяческого восхищения! • Это не театр, это магия. • Гимн чести польского драматургического творчества.

Фабула пьесы несложна, но мессидж не однозначен. В некотором царстве, некотором государстве наследный принц намеревается жениться на посторонней девице; резонно подумать – на Золушке… а вот фиг вам! это же Гомбрович, а не Шварц. Его избранница – отклонение от нормы, но в другую сторону, чем все: среди пустопорожней болтовни она погружена в полное молчание. Что страшно раздражает всех, включая зрителей. Незнакомка, произведенная в принцессы, не теряет своей отчуждающей странности; не делая ничего, она ставит всех в ложное положение. Такое не прощается никому – чудесную возможность жить иначе приносят в жертву общественному мнению.

Пытаясь истолковать смысл спектакля, я мог бы предложить три объяснения происходящего на сцене – экзистенциальное, эпистемологическое и этическое.

1. Ивонна – явление экзистенциального минимализма, и потому ее существование не вписывается в господствующий стиль жизни, основанный на эскалации возможностей; устранение молчаливого противоречия есть торжество системности над самостью.

2. Ивонна – воплощение постулата Витгенштейна: о чем невозможно говорить, о том следует молчать; пьеса – притча о том, что может быть выражено только иносказанием, а что именно – автор умалчивает, и я вам этого не скажу.

3. Ивонна – олицетворение больной совести, молчание которой давит на душу; добрые люди имеют обыкновение вымещать зло на том, кто обнаруживает в них, нечаянно или нарочно, тайное зло, тщательно спрятанное от постороннего взгляда.

Я думаю, что за любую рациональную интерпретацию автор пьесы подверг бы репутацию критика публичному четвертованию – и это незаслуженное наказание соответствовало бы узаконенному произволу театра абсурда. Однако поскольку, говоря о спектакле, рецензенту положено высказать свое мнение, в порядке компенсации хочется предложить три прописные морали.

1. Девушки! Не стремитесь замуж за принцев – женихи они, конечно, престижные, но на ваше счастье не рассчитаны.

2. Юноши! Не связывайтесь по жизни с кем попало – не из каждой лягушки может получиться полноценная царевна.

3. Люди добрые! Не соблазняйтесь злоречием: язык мой – враг мой; но и в молчании знайте меру: немой среди лжецов как голый среди волков.

А вообще-то, собираясь в театр, не берите в голову ничего лишнего; в театр ходят не за назиданием, а за наслаждением – чтобы получать удовольствие от того, что творится на сцене. Даже если на сцене творится черт-те что. Притом творится забавным образом. Как в данном случае. Пропустить этот спектакль – значит расписаться в духовной инертности и умственной отсталости. Простите за грубость, набрался от Гомбровича…

1) Витольд Гомбрович «Дневник».

2) Юрий Лотман «Культура и взрыв».

3) Витольд Гомбрович «Завещание».

4) Людвиг Витгенштейн «Логико-философский трактат».

Владимир Ермаков

24 июня на аллеях Спасского-Лутавиново выступят лучшие фольклорные коллективы и виртуозы классической музыки - Орловское информбюроВ этот день в музее-заповеднике И. С. Тургенева состоится традиционный праздник "Дворянских гнёзд заветные аллеи...".
24.06.2017 Орловское информбюро
Актёры «Свободного пространства» перечитают «Телеграмму» - InfoOrel.RuВо второй раз на малой сцене театра «Свободное пространство» устроят читку современной пьесы Олега Михайлова.
23.06.2017 InfoOrel.Ru
Студенты-архитекторы писали морской пейзаж по мотивам картин Айвазовского - InfoOrel.RuВ цикле образовательной программы «Жанры изобразительного искусства» сотрудники музея изобразительных искусств совместно с мастерскими орловских художников провели мероприятия для студентов 3-го курса отделения архитекту
23.06.2017 InfoOrel.Ru
В Орле приступили к съёмкам документального фильма «Ветераны» - InfoOrel.RuМолодёжный парламент Орловского облсовета совместно с телеканалом «Первый областной» приступили к съёмкам документального фильма под рабочим названием «Ветераны».
23.06.2017 InfoOrel.Ru
Орёл отметит 27 июня фестивалем «Россия молодая» - InfoOrel.RuФестиваль в честь Дня молодёжи начнётся в 18.30 большим концертом творческих коллективов города.
23.06.2017 InfoOrel.Ru
Во Мценском районе откроется частный музей партизан-меркуловцев - InfoOrel.RuОрловсцев приглашают 30 июня в деревню Меркулово, где в доме №43 в 11.00 состоится открытие музея в честь партизанского отряда.
23.06.2017 InfoOrel.Ru
Кто стоит на книжных полках орловцев? - vOrle.RuГородской портал vOrle.ru подводит итоги литературного опроса. Согласно статистике десяти ведущих мировых компаний, исследующих книжный рынок,
23.06.2017 vOrle.Ru
На Московском кинофестивале покажут более 200 фильмов со всего мира - InfoOrel.Ru39-й Московский международный кинофестиваль открывается показом индийского эпоса «Бахубали», всего в рамках кинофорума покажут более 200 фильмов со всего мира, в том числе каннские хиты, ретроспективы и фильмы ужасов.
23.06.2017 InfoOrel.Ru
Георгий Дышленко - Городская ГазетаДесять лет назад в оперативное управление Орловского городского центра культуры была передана мемориальная мастерская народного художника РФ Георгия Васильевича Дышленко Сюда приводят гостей города,
23.06.2017 Городская Газета
23-06-17 - КПРФ  Польский Сейм принял решение о сносе нескольких сотен советских памятников.
23.06.2017 КПРФ
Концерт, посвященный Дню медицинского работника - Администрация Болховского района       16 июня в Районном Доме культуры состоялся праздничный концерт   « Низко кланяемся вам до земли, люди  в белых халатах»..
23.06.2017 Администрация Болховского района
В Бунинке открылась книжная выставка к 205-й годовщине Отечественной войны 1812 года - InfoOrel.RuВ отделе периодических изданий Областной библиотеки им. И.А.Бунина открывается выставка-просмотр к 205-й годовщине Отечественной войны 1812 года и Бородинскому сражению.
22.06.2017 InfoOrel.Ru
сотовый телефон - OrelGrad.RuУголовное дело рассмотрели в поселке Верховье. На скамье подсудимых оказался местный житель, который обворовал своего приятеля.
24.06.2017 OrelGrad.Ru
мчс - OrelGrad.RuМЧС ведет спасательные работы. В Орле трое детей 12 и 15 лет оказались заблокированными в пещере.
23.06.2017 OrelGrad.Ru
В ночном пожаре на ул. 2 Курской в Орле погибли мужчина и женщина - Орёл-регионСообщение о возгорании спасателям поступило около 4 часов утра. На момент прибытия первого пожарного подразделения дом горел открытым пламенем.
23.06.2017 Орёл-регион
Ритуально-обрядовые интриги «королевы кладбищ» - Орловская среда
Ритуально-обрядовые интриги «королевы кладбищ»
«Совершенно секретно»   Опубликовано: 9 Июня 2017 http://www.sovsekretno.ru/news/id/9434/ 11 мая 2017 года на нашем сайте («Совершенно секретно»» — прим.
Орловская среда
В ночном пожаре в Орле погибли мужчина и женщина - Орёл-регион
В ночном пожаре в Орле погибли мужчина и женщина
Сообщение о возгорании спасателям поступило около 4 часов утра. На момент прибытия первого пожарного подразделения дом горел открытым пламенем.
Орёл-регион
Под Орлом в ДТП погиб водитель Шкоды - Орёл-регион
Под Орлом в ДТП погиб водитель Шкоды
Иномарка на полном ходу врезалась в трактор. Авария произошла сегодня в 8 часов 35 минут.
Орёл-регион
24 июня на аллеях Спасского-Лутавиново выступят лучшие фольклорные коллективы и виртуозы классической музыки - Орловское информбюроВ этот день в музее-заповеднике И. С. Тургенева состоится традиционный праздник "Дворянских гнёзд заветные аллеи...".
24.06.2017 Орловское информбюро
Концерт, посвященный Дню медицинского работника - Администрация Болховского района       16 июня в Районном Доме культуры состоялся праздничный концерт   « Низко кланяемся вам до земли, люди  в белых халатах»..
23.06.2017 Администрация Болховского района
Георгий Дышленко - Городская ГазетаДесять лет назад в оперативное управление Орловского городского центра культуры была передана мемориальная мастерская народного художника РФ Георгия Васильевича Дышленко Сюда приводят гостей города,
23.06.2017 Городская Газета
Новости Ливны - - Уездный Город News
Остановить мгновенье
В этом году фотографическому делу в Ливнах исполняется 155 лет. В выставочном зале городского краеведческого музея представлены две экспозиции, посвящённые этому событию.
Уездный Город News
Зажги свечу в День памяти и скорби - Орловская среда
Зажги свечу в День памяти и скорби
  22 июня отмечается День память и скорби. В областном центре подготовлен ряд мероприятий, посвященных этой дате.
Орловская среда
В Орле 22 июня в День памяти и скорби пройдёт ряд мероприятий - Орёл-регион
В Орле 22 июня в День памяти и скорби пройдёт ряд мероприятий
В 10 часов у стелы «Орёл - город воинской славы» состоится торжественная церемония возложения цветов.
Орёл-регион
С 24 июня в школах Орла и области пройдут выпускные вечера - Правительство Орловской областиВ этом году в торжественных мероприятиях примут участие выпускники 261 учебного заведения региона.
23.06.2017 Правительство Орловской области
В субботу Россия отмечает Олимпийский день - Орловское информбюроВ этом году он посвящен предстоящим зимним Олимпийским играм, которые пройдут в 2018 году в Корее.
24.06.2017 Орловское информбюро
В Орле состоялся VI региональный этап Спартакиады пенсионеров - Единая РоссияНесмотря на свой почтенный возраст они могут дать фору любому юноше… В среду, 21 июня, при поддержке партии «Единая Россия», в Орле состоялся VI региональный этап Спартакиады пенсионеров,
22.06.2017 Единая Россия
В Орловской области пройдёт ряд соревнований по конному спорту - Орёл-регион
В Орловской области пройдёт ряд соревнований по конному спорту
Состязания примут орловский ипподром и спортивная школа «Ледно». 24 и 25 июня в Ледно пройдёт Кубок Злынского конезавода по двоеборью, выездке и конкуру.
Орёл-регион
Спортивное лето
Городской спортивно-оздоровительный центр предлагает свои услуги всем любителям активного отдыха и здорового образа жизни.
Городская Газета
В Орловском районе на Сабуровском пруду прошли традиционные соревнования по рыбной ловле - Орёл-регион
В Орловском районе на Сабуровском пруду прошли традиционные соревнования по рыбной ловле
Организованные Федерацией профсоюзов Орловской области в целях пропаганды здорового образа жизни и активного отдыха, они собрали 12 команд.
Орёл-регион
Свеча памяти - Городской совет народных депутатовВечером 22 июня сотни орловцев присоединились к Всероссийской акции «Свеча памяти» На площадке у стелы «Орел — город воинской славы» жители города зажгли свечи в память о погибших в годы Великой Отечественной войны.
23.06.2017 Городской совет народных депутатов
Орловские полицейские приняли участие в общегородском митинге в День памяти и скорби - InfoOrel.RuВечером 22 июня сотрудники и ветераны органов внутренних дел, а также учащиеся кадетских классов в числе других жителей Орла почтили память погибших в годы войны.
23.06.2017 InfoOrel.Ru
Сегодня в России День Памяти и Скорби - Орловское информбюро76 лет назад в ночь с 21 на 22 июня началась Великая Отечественная война.
22.06.2017 Орловское информбюро
Армения - OrelGrad.RuФото "РИА 57" Делегация начинает свой визит. Посол Армении в РФ Вардан Тоганян вместе с делегацией прибыл в Орловскую область с визитом.
23.06.2017 OrelGrad.Ru
мчс - OrelGrad.RuМЧС ведет спасательные работы. В Орле трое детей 12 и 15 лет оказались заблокированными в пещере.
23.06.2017 OrelGrad.Ru