Послесловие к олимпиаде

Орловским детям все труднее одерживать победы в заключительных турах Всероссийской олимпиады школьников

И дело не в знаниях: новые требования Министерства образования не соответствуют уровню материальной базы учебных учреждений.

В основном именно по этой причине из 16 старшеклассников, представлявших в этом году наш регион на всероссийском этапе, призерами стали только двое – ученица 10 класса Александра Комарова из орловского лицея № 40 (экология, учитель Т.В. Гольцова) и девятиклассник Максим Балакало из Ливен (технология, учитель Е.И. Андреева).

В три этапа

– Всероссийская олимпиада школьников — это многоуровневое интеллектуальное состязание, – поясняет заместитель директора Орловского института развития образования Оксана Поповичева. – Самый массовый этап – школьный, в нем приняли участие 31755 учеников. Затем следует муниципальный уровень, после которого по сумме баллов на региональный тур в этом году были делегированы 260 лучших. И, наконец, 16 самых сильных из них представляли нашу область на всероссийском этапе. Конкуренция была высокой: до 200 человек на 10 призовых мест почти по каждому предмету.

Финальный тур проходил в разных городах России: знатоки истории состязались в Архангельске, экологии – в Питере, экономики — в Москве, физики – в Казани, русского языка — в Смоленске, литературы – в Ярославле, географии — в Нижнем Новгороде, физкультуры – в Ульяновске, обществознания – в Перми, технологии – в Армавире.

Оксана Николаевна рассказала, что школьники нашего региона принимают участие в 20 из 24 предметных олимпиад, организуемых Министерством образования. Орел не посылает на олимпиады по китайскому, испанскому, итальянскому языкам и, увы, астрономии — эти предметы в учебных программах наших школ отсутствуют.

По сумме набранных баллов орловские дети в этот раз принимали участие только в 12 олимпиадах заключительного тура. И дело не в знаниях – в изменившихся требованиях к проведению олимпиад регионального уровня.

Тайна сия великая есть

Еще совсем недавно вопросы для этого этапа готовились дома – с учетом реального состояния материально­технической базы орловских школ. Над теоретическими и практическими заданиями работали лучшие методисты и педагоги­предметники, ведущие сотрудники областного института развития образования. Но в последние годы Москва перевела на себя и этот промежуточный тур, окружив его тайной, создавшей дополнительную напряженность не только среди конкурсантов, но и членов жюри. Задания по системе защищенной связи они получают одновременно с детьми, не имея ни одного часа форы, чтобы быть готовыми к вопросам. По признанию многих педагогов­предметников, задания настолько усложнились, что некоторые по силам только вузовским преподавателям узких дисциплин. Москва объясняет это ужесточением требований международных предметных олимпиад, поэтому, дескать, подняты и планки внутренних.

С миру по колбе

Вот крупные города и стараются. При многих вузах открыты профильные центры платной подготовки к олимпиадам. В регионах же с финалистами работают в основном школьные учителя­энтузиасты: с вузами в этом плане связи пока очень слабые. Есть еще школа одаренных детей в институте развития образования, но условия подготовки и здесь не соответствуют новым стандартам. Взять хотя бы организацию олимпиады по биологии. Министерство спустило задания в полной уверенности, что каждая российская школа располагает, по меньшей мере, вузовской химико­биологической лабораторией с зоологическим музеем и виварием. Так, десятиклассники на региональном туре в этом году препарировали животных, рисовали ЭКГ человека при заданной частоте сердечных сокращений и определяли по черепу, к какому отряду относится животное. Департамент образования был вынужден просить о помощи аграрный университет, на базе которого и провели олимпиаду по биологии. Но даже этому вузу за некоторыми препаратами пришлось обращаться в соседние областные центры.

По всем школам области собирали и необходимые приборы для проведения олимпиады по физике. Что касается заданий олимпиады по технологии, особенно в практической части 3D­конструирования, то нынешним требованиям не отвечает ни одна школа региона: теорию дети знают, практика – нулевая.

Нужны юрист и психолог

Ситуация настолько серьезная, что в середине мая в Орле по итогам олимпиады впервые был проведен круглый стол. В нем приняли участие заместитель начальника управления общего образования Наталья Мартынова, директор института развития образования Ирина Патронова, школьники­финалисты и учителя, подготовившие их к олимпиаде. Вывод однозначный: детям нужны серьезные индивидуальные программы подготовки с участием вузовских педагогов, а всем финалистам необходимо обеспечить психологический и юридический ликбез. Было предложено, чтобы уже следующей весной перед заключительным туром хотя бы на неделю собрать в Орле всех финалистов для занятий с педагогами­предметниками, а также для консультаций психолога и юриста. Ребята рассказали, что их ровесники из российских столиц и крупных городов подавали грамотные апелляции, сражаясь за каждый балл. Словом, знали свои права и защищали их. Ставки очень высоки: финалист­призер по профильному предмету вправе поступать без экзамена в любой вуз страны. Орловским умникам и умницам тоже полезно было бы поучиться отстаивать свои права на таких турнирах. Например, в этом году на финале по русскому языку условия без всякого предупреждения поменялись уже в ходе турнира, и Аня Солощенко из Болхова недобрала одного балла. Останься условия прежними – и она во второй раз стала бы призером. Но нужно было подавать апелляцию…

Все лучшее – детям?

Представляю, какие чувства испытал бы Максим Балакало, ливенский подросток с инженерным мышлением и золотыми руками, автор конструкции оригинального байка, принесшего ему победу в финальном туре, если бы олимпиада по технологии прошла в Архангельске.

Здесь при архитектурно­строительном университете уже несколько лет работает региональный школьный технопарк, где в сфере робототехники, информационных технологий, микроэлектроники, современного телевидения реализуются самые смелые детские проекты.

Будь в Орле что­то подобное, юные кулибины из города и области имели бы возможность где развернуться. Только у Максима технических идей – на много лет вперед.

Валентина Новошинская

 
По теме
В Орле появилась служба «Семейный компас». Служба организована на базе городского образовательного центра психолого­педагогической, медицинской и социальной помощи.
В Орле применят новые технологии ОГЭ - OrelGrad.Ru В регионе уже прошло тестирование новых технологических решений. Фото: ОРЦОКО В Орловской области сразу в семи пунктах проведения экзаменов (ППЭ) прошла апробация новых технологических решений («ОГЭ 2.1»).
OrelGrad.Ru
close-up-scientist-holding-glassware_23-2148794432 - Городская Газета Медицинские исследования ученых ОГУ им. И. С. Тургенева помогают в лечении самых опасных заболеваний.
Городская Газета
В службу МЧС поступило сообщение о задымлении в здании Елена Зябкина . Фото: Елена Зябкина В здании медицинского института орловского госуниверситета в 11:35 было замечено задымление.
Комсомольская Правда
04 - Городская Газета Сотни людей погибли в результате теракта. 22 марта несколько мужчин напали на посетителей концерта группы «Пикник», который должен был пройти в Подмосковье.
Городская Газета