Фото: www.vestnik57.ru
В VI веке император Юстиниан Великий завершает процесс христианизации древнеабхазских племен. Первым пастырем у абасгов был Евфрат, у апсилов – Константин. Вместо Питиунтской и Себастопольской епископий появляется целый ряд епископских кафедр, объединенных в одну Абазсгскую епархию с кафедрой в нынешнем Сухуме во главе с архиепископом, который подчинялся архиепископу Константинопольскому. Своего рода расцветом христианства в Абхазии можно считать VII–X века, когда были созданы оригинальные произведения храмового строительства и церковного искусства.
В течение VIII–X веков существовало Абхазское царство, первым царем которого был Леон II. Расцвета царство достигло в Х веке при Георгии II, который активно способствовал христианизации Алании. Специалисты от архитектуры, рассказывая об этом периоде, говорят об абхазо-аланской школе византийского зодчества. В этот период в богослужебное использование наравне с греческим языком вводится и абхазский язык. Память об апостолах По церковному преданию, первую христианскую проповедь предки абхазов услышали из уст апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. В центре Нового Афона располагается небольшой крестово-купольный трехапсидный храм, памятник древнего зодчества – церковь Симона Кананита.
Сооружение относится к VI–VIII векам, или эпохе возвышения Анакопии как административного и религиозного центра Абхазского царства. Этот храм, стены которого изнутри некогда были покрыты штукатуркой с фресковыми росписями, связывают с именем апостола Симона, уроженца Каны Галилейской, спутника апостола Андрея Первозванного. Проповедники прошли с южного Черноморского побережья в Вифинию и Понт и достигли в 55 году н.э. пределов Абхазии, где апостол Андрей Первозванный наставил Симона Кананита распространять учение Христа в районе реки Псырцха. Однако земное дело подвижника было недолгим: Симон Кананит подвергся гонениям и принял мученическую смерть. На месте его погребения и был возведен белокаменный храм.
В сердце Пицунды в начале X века в честь апостола Андрея Первозванного был построен Пицундский патриарший собор. Он относится к типу крестово-купольных, трехнефных и трехапсидных храмов. Возведен из камня и кирпича. Фрески сохранились на поясе медальонов в алтарной части. В соборе можно подниматься на хоры. Внутри храма, в западной его части, находится усыпальница, в которой устроены две гробницы – апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту.
Пицундский собор с середины X и по XVII век был кафедрой абхазских католикосов. Во второй половине XIX века он был обновлен и освящен в честь Успения Богородицы. В настоящее время в соборе размещается концертный органный зал. В храме разрешено подниматься на хоры. Возрожденный Драндский собор На северной окраине села Дранда Гульрипшского района располагаются постройки Драндского Успенского монастыря. С трассы видно, как возвышенное плато украшает древний красавец храм. Снаружи он оштукатурен, но образцы старинной кладки доступны взору. Невозможно не проникнуться уважением к изобретательным строителям, из камня и кирпича создавшим огромное и точно невесомое, полное света и воздуха здание. Считается, что оно было построено при императоре Юстиниане Великим. Здесь располагалась кафедра архиепископа Абхазской епархии.
Этот уникальный памятник архитектуры относится к крестово-купольным четырехстолпным храмам, имевшим в Византии наибольшее распространение в VI–VII веках. Его восточный фасад оформлен тремя пятигранными выступающими апсидами. Внутри храма в них расположен алтарь, через боковые проходы он соединяется с жертвенником и диаконником. Храм увенчан куполом, лежащим на низком шестнадцатигранном барабане. Внутренность храма была расписана картинами из священной истории и образами святых. Сейчас на стенах – иконы.
В 1883 году прибывшие из Нового Афона монахи основали при храме мужской монастырь. В 20-е годы XX века земли Драндского собора Успения Божией матери были переданы колхозу. В непосредственной близости от монастыря бывшая церковная больница превратилась в тюрьму, действующую и поныне.
Сегодня восстанавливаются надворные постройки монастыря. На поляне за Драндским собором – площадка для выпаса скота, у храма – ухоженный мини-сад. Внутри собора есть мини-музей с археологическими находками, добытыми во время реставрационно-восстановительных работ. Церковная лавка богата продуктами пчеловодства и литературой. Завершение раннего средневековья Таковым можно считать Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в третьей четверти Х века абхазским царем Леоном III и расположенный в селе Моква Очамчирского района.
Моквский собор является единственным пятинефным крестово-купольным храмом, завершающим развитие церковного зодчества раннесредневековой Абхазии, начало которому было положено еще в VII–X веках в Пицунде. Стены собора покрывала фресковая живопись конца XI – начала XII века.
До XVII века здесь размещалась кафедра моквских епископов, владевших угодьями между Кодором и Галидзгой. В 50-х годах XIX столетия храм был отремонтирован, пол вымощен заново известняковыми плитами, с запада возведен придел, а на куполе сооружена маленькая ротонда. В этот же период собор был превращен в усыпальницу. Здесь свой окончательный приют нашли последний владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе, его сын Георгий, поэт и общественный деятель, абхазские военачальники.
В источниках сообщается, что в 1920 году из Моквского собора было похищено и вывезено за границу ценное евангелие, принадлежавшее Моквской архиепископской кафедре и украшенное миниатюрами и орнаментом авторства инока Ефрема. В 80-х годах XX века книга была возвращена в СССР и в настоящее время хранится в рукописном отделе музея искусств Грузии в Тбилиси.
Сейчас Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы вновь открыт для верующих: Божественную литургию здесь снова, преодолев периоды запустения, отслужили в октябре 2002 года. Три святыни Каман К северу от Сухума, в долине у слияния восточной и западной рек Гумисты, в районе поселка Каманы, располагается монастырь святого Иоанна Златоуста, хранитель трех христианских святынь.
Сам храм во имя Иоанна Златоуста относится к XI веку. Каменное сооружение было однозальным, без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием. В конце XIX века храм был дополнен пристройками, в том числе трехэтажной колокольней.
Источники гласят, что именно в Каманском храме 14 сентября 407 года скончался изгнанный из Константинополя епископ Иоанн Златоуст, направлявшийся в ссылку в Питиунт по указу императора Аркадия. Так вот, одна из святынь – каменный саркофаг, в котором 30 лет покоились мощи христианского праведника (по указу императора Феодосия II мощи доставили в Константинополь).
В Каманах, у склепа святого Василиска, Иоанн Златоуст перед самой кончиной был утешен явлением мученика: «Завтра мы будем вместе».
Святой Василиск известен как воин-христианин, в III веке сосланный из Рима в Абхазию за проповеди христианства. По молитве подвергшемуся истязаниям и умирающему от жажды Василиску открылся источник с водой из скалы. Святой пострадал за веру и был обезглавлен по поручению правителя Агриппы. Недалеко от этого места из-под камней бывшей стены часовни бьет целебный родник. Мученик Василиск был похоронен на холме, где до сих пор покоятся его мощи (и это вторая святыня Каман), напротив сооружена деревянная часовня. Святого Василиска почитают как целителя.
Третья святыня – место третьего обретения главы Иоанна Предтечи. По преданию, во времена иконоборчества в Римской империи глава Иоанна Крестителя была привезена из Константинополя в Каманы и спрятана в земных недрах до 850 года. После она была возвращена в Константинополь. А в Каманах осталась священная ниша в скале, где когда-то покоилась глава пророка.
P.S. О других знаковых местах православной Абхазии читайте в следующем материале. Ирина Крахмалева
Источник: Орловский Вестник
19.06.2017 07:54