Фото: www.vestnik57.ru
Авторская монография – это результат работы Дарьи Фурманской, которой она занялась еще порядка семи лет назад. Когда в Орле в 2000-х началась точечная застройка старинных кварталов, любитель-краевед Фурманская сначала просто старалась запечатлеть на фотоаппарат уникальные своим убранством дома в центре Орла, чтобы хоть как-то сохранить память об исчезающем городе. Потом собирала информацию об истории зданий, об их владельцах и делилась ею с читателями своего «Живого журнала». После начала публиковаться в орловских газетах: в одной из них в настоящее время ведет постоянную краеведческую рубрику.
Краеведческий интерес Дарьи уже давно вышел за рамки только исследования истории орловских домов, но деревянное зодчество по-прежнему остается ее главной и любимой темой. Материал по архитектуре Орла, который скопился с годами, теперь собран под одной обложкой и выпущен издательским домом «Орлик».
Красота – это те самые известные и теперь частично утраченные орловские дома постройки XIX – начала XX веков. Фурманская обратилась к домовой резьбе Орла в его исторических границах. Поэтому в книге описаны и запечатлены на фото жилые дома нынешних Заводского и Железнодорожного районов города: улиц Пушкарных и Курских, Карачевской и Новосильской, Васильевской и Грузовой, Панчука и Пушкина, Розы Люксембург и Фомина и другие.
Как пояснила автор, в те полтора года, что готовилась к изданию книга, произошли серьезные изменения исторического облика Орла, поэтому уже перед печатью пришлось добавлять грустные ремарки к иллюстрациям: «не сохранился» или «не сохранился в прежнем виде». Резной декор и влияние стилей Рассказывая об особенностях деревянных резных украшений зданий XIX – начала XX веков, Дарья Фурманская описывает такие их детали, как деревянные веранды, слуховые окна и оконные рамы. Деревянный резной декор Орла был представлен в основном пропильной, или ажурной, резьбой (имеется в виду метод сквозного прорезывания или пропиливания дощечек толщиной от 5 до 50 миллиметров). Что касается имен резчиков, то сведений о них дошло немного. Ссылаясь на источники, Фурманская указывает, что в губернском городе работали, например, не только местные, но и мценские, а также ливенские мастера, а еще их приезжие коллеги – московские, калужские, рязанские. То, что выходило из их рук, теперь мы можем оценивать как шедевры. Взять хотя бы слуховые (чердачные) окна, или орловские «солнышки» (чаще всего в Орле выбирался именно солярный знак для обрамления отверстия в стене фронтона).
В исследовании Фурманская доказывает выдвинутый ею тезис: на протяжении всего XIX столетия в Орле параллельно существовали два вида домовой резьбы: хранящей традиционные мотивы деревянного зодчества и заимствующей мотивы из каменной архитектуры.
Типичные для деревянной архитектуры орнаменты Дарья делит на геометрические, абстрактные и символические, растительные и зооморфные мотивы. Группы орнаментов тщательным образом описаны, для каждого собрана богатая база наглядных примеров. Так, благодаря книге читатель узнает, у каких орловских домов на наличниках и карнизах «сидят» «уточки» и «орлы», где «извиваются» «змейки», а где «расползаются» «вьюнки». В основном же вдохновляемые местной природой мастера соединяли между собой разные мотивы, отчего орловская резьба получилась такой причудливой и выразительной.
В монографии отдельный раздел посвящен влиянию архитектурных стилей XIX века на орловскую домовую резьбу. Следуя хронологическому порядку, Фурманская раскрывает тезис о том, что в орловской архитектуре проявились «деревянный классицизм», эклектика, «русский стиль», «деревянный модерн». Выясняется, что «классицистическими» в Орле можно с уверенностью назвать те деревянные дома, что отмечены лаконичными и строгими формами, а также симметрией. В книге описан самый яркий образец «деревянного классицизма» – «дом Фомичевых» на Октябрьской, 34. Описывая эклектику в деревянном зодчестве Орла, автор указывает на то, что убранство большинства старинных домов подражает каменной архитектуре. В пользу этого говорят такие детали, как «лучковые» арки, лепные элементы, пилястры, декоративные кронштейны, а иногда даже отделка стен «под камень». Чтобы каждый читатель мог легко разобраться в понятиях из области деревянной архитектуры, автор снабдила книгу поясняющими схемами и словарем терминов.
С помощью описания и фотографического материала читатель может научиться распознавать мотивы резьбы и общую манеру украшения дома. В книгу «Деревянное зодчество Орла» Фурманская поместила самые необычные по декору и различным деталям старинные деревянные дома. Безусловно, такого рода издание способно пробудить желание пройтись (впервые или вновь) указанными в книге адресами, чтобы лично увидеть приметы обнаруженных Дарьей Фурманской архитектурных стилей и разобраться в хитросплетениях мотивов. Пока поток времени не смыл орловские резные «волны» и «морские раковины». Ирина Крахмалева
Источник: Орловский Вестник
06.12.2017 07:34