Сделать краски ярче

В детском саду № 25 комбинированного вида малышей адаптируют к жизни «в цвете».

 

Если закрыть глаза и подумать, что такое тьма, больше начинаешь ценить свет и цветные краски. Педагог высшей категории, преподаватель ИЗО Светлана Кузина дарит детям с ослабленным зрением возможность видеть мир в ярких красках.

 

Осознание ИЗОбражения

В идеале некогда выпускнице художественно­-графического факультета ОГУ хотелось писать картины. Дипломная работа даже была замечена мэтрами – профессором живописи Андреем Курнаковым и заслуженным художником России Гиви Калмахелидзе, но мечтам о карьере художника сбыться не удалось: Светлана вышла замуж и сосредоточилась на семье.

 

– Как получилось, что вы пришли на работу в садик преподавать рисование?

– В садик я пришла вслед за дочками. Дело в том, что у одной из них было плохое зрение, а там были группы для детей с нарушением зрения. Теперь здесь уже 10 лет.

 

– Трудно с такими детьми работать?

– Есть специальные методики, которые основываются на работе с тифлопедагогом. В первую очередь он обучает детей ориентироваться в пространстве: в маленьком – на листе бумаги, в большом – в обществе. Тифлопедагог дает рекомендации, которые я включаю в свои уроки. Например, для детей, у которых «сходящееся» косоглазие, нужна для занятий по рисованию вертикальная поверхность, маленькие мольбертики, специальные подставки. Контур рисунка должен быть четкий, крупный, чтобы дети видели, что они рисуют. Некоторым дают «ощупывать» предмет, чтобы понять форму. Вот представьте себе такое: если человек с нормальным зрением никогда не видел в жизни, скажем, кенгуру, то все равно может представлять животное, потому что смот­рел фотографии, по телевизору и т.д. Дети же с ослабленным зрением, чтобы представить и узнать, должны до конца «осознать» изображение.

 

Мы и они

– Может ли «выравниваться» зрение благодаря занятиям по рисованию?

– Прежде всего, это зависит от диагноза. И далее, если есть условия, режим работы, использование разных поверхностей, материалов – результаты будут, – уверена Светлана. – Это как тренировка. На любом занятии дети с ослабленным зрением делают пальчиковые гимнастики. Всем известно, что на концах пальцев – мелкая моторика и это развивает мышление.

 

У нас в городе четыре подобных садика. Это определенная подготовка к школе: вначале учат «лево­-право» запоминать, писать печатные буквы, считать и т. д. То есть к концу детского сада они уже должны выйти более­-менее адаптированными. Кстати, раньше в районе «Ботаники» была школа с начальным обу­чением для таких детей, где закреплялись все полученные знания, чтобы не отставали потом от сверстников. Так почему­то ее закрыли года два назад, и все переживали – и родители, и педагоги. Такая школа была нужна. Очень жаль, что ее теперь нет.

 

Мечты дизайнера

Недавно в Интернете появились touch the color – карандаши с объемными и яркими изображениями – помощь для детей, которые не могут хорошо видеть цвета. К примеру, на конце карандаша изображен желтый цыпленок, и малыш, которому нужно нарисовать солнышко, это сразу видит и берет в руки именно желтый карандаш.

 

– Использую фломастеры-­блокбастеры, в которые дуешь, и они распыляют краски, – продолжает разговор Светлана. – Поэтому часто творческие работы получаются необычными. Но своеобразное видение малышей обычно тоже объяснимо. У нас был такой особенный мальчик, с очень плохим зрением, он даже зимой ходил в затемненных очках. Как­то нарисовал фломастером клоуна, который весь был как бы «в клубочках» из ниточек. Дети с ослабленным зрением видят и воспринимают мир по­своему. Почему? У кого-­то есть затемненное пятно перед глазами, то есть ребенку приходится воспринимать мир через это пятно. У кого­то сужено пространство – тональное зрение. Есть частичная атрофия нервов… Значит, они, действительно, видят мир по­своему в силу физических причин, соответственно, и рисуют по­своему.

 

– Таланты среди ваших воспитанников есть?

– Есть очень способные, но, прежде всего, для меня все они – обаятельные. Что касается талантов, творческий процесс – вещь непредсказуемая: если ребенок в соответствующем настроении, может и шедевр получиться.

 

А вообще я мечтаю, чтобы всегда и у всех детей были «яркие» возможности: красивый интерьер дома и в детском саду и материалы для занятий, которые делают их жизнь интереснее, насыщеннее, приближают к новым знаниям и творческим удачам.

 

"Орловская городская газета" от 19 декабря 2014 года

 
По теме
ДТП случилось в поселке Шаблыкино Елена Зябкина Фото: Управление Госавтоинспекции Орловской области Происшествие случилось 27 марта около шести вечера на улице Красноармейская поселка городского типа Шаблыкино.
// Фото пресс-службы Губернатора Орловской области - Правительство Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатор
Правительство Орловской области
В службу МЧС поступило сообщение о задымлении в здании Елена Зябкина . Фото: Елена Зябкина В здании медицинского института орловского госуниверситета в 11:35 было замечено задымление.
Комсомольская Правда
   В связи с возможным возникновением в 2024 году чрезвычайных ситуаций, вызванных весенним половодьем приказом Управления Роспотребнадзора по Орловской области утвержден план санитарно-противоэпидемических (профилактиче
Роспотребнадзор
90 - летний юбилей Цуниной А. А. - Центр соцобслуживания населения 27 марта 2024 года Глава Малоархангельского района П.В.Матвейчук, прокурор Малоархангельского района С.И.Блинов,
Центр соцобслуживания населения