Правительство РФ утвердило Требования к эксплуатации государственной информационной системы, указанной в ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - информационная система «Независимый регистратор»), порядку формирования, хранения и использования содержащейся в ней информации.
Целью создания указанной информационной системы является осуществление мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы (Постановление Правительства РФ от 28 июля 2018 г. №881).
В частности, Требованиями определено, что информация, содержащаяся в информационной системе «Независимый регистратор», хранится, в том числе в виде распределённой базы данных на основе непрерывной последовательной цепочки блоков, не менее 3 лет. При этом программно-аппаратный комплекс информационной системы, включая центры обработки данных, должен располагаться на территории Российской Федерации. Также установлено, что храниться содержащаяся в информационной системе информация будет на русском языке, за исключением наименований иностранных юридических лиц и российских юридических лиц, имеющих наименование на иностранном языке, имён физлиц, иностранных официальных и общепринятых технических обозначений, которые могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита. Требования вступают в силу с 1 октября 2019 года. Участник электронного аукциона по 44-ФЗ, который считает, что его права в ходе процедуры были нарушены, может обратиться в ФАС и использовать в качестве доказательства данные из «Независимого регистратора».
По мнению кандидата экономических наук, доцента кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ирины Докукиной, посредством изучения записей, сделанных при помощи данного программного продукта, контрольный орган сможет однозначно определить, имело ли место безосновательное блокирование доступа к процедуре аукциона для обратившегося участника; было ли со стороны оператора площадки произведено неправомерное намеренное скрытие или ограничение рабочего функционала; имели ли место объективные технические сбои, являющиеся основанием для пересмотра итогов процедуры аукциона и т.д.
Информация в систему поступает сразу из двух источников: от самого участника аукциона и от оператора площадки. Для рядового участника аукциона видеофиксация произведённых в ходе процедуры действий осуществляется посредством записи информации плагином «Независимый регистратор» на рабочем месте. Полученная видеозапись в зашифрованном виде сохраняется на жёстком диске участника, копия видео уходит на сервер «Регистратора». После завершения торгов доступ к данным системы передается в ФАС, где хранится единственный ключ для расшифровки файлов. Система защищена от внешних изменений (как видеозаписи, так и самого кода программы), она фиксирует факт вмешательства и перестает работать.