2 августа часть главной пешеходной улицы Орла превратилась в импровизированное арт-пространство: множество гостей собрались поздравить заслуженного художника России Анатолия Костяникова с открытием персональной выставки. Экспозиция под названием «Пилигримы», на которой представлено более ста его произведений, расположилась в галерее «Арт-Орел», но скромные площади выставочного зала, конечно, не смогли бы вместить всех желающих поприветствовать мастера.
Путь «Пилигримов»
Автор знаменитого масштабного исторического полотна «Героям Судбищенской битвы» на сей раз предстает в новом обличии. Художественный проект «Пилигримы» тематически и стилистически принципиально иной.
Картины, поражающие красками и образами, создавались Анатолием Гавриловичем в 1990-е – время стремительное, неопределенное, для многих неоднозначное, но, бесспорно, яркое и интересное. Искала свой путь страна, искал его и орловский художник. Этот мотив странствия и поиска отражен в картинах того периода. Мастер осмысляет ранний этап собственного творческого пути, демонстрирует разнообразные подходы к решению живописных задач. Работы из серий «Пилигримы», «Шествие гномов», а также картины крупного формата («Икар», «Прогулка с Веласкесом», «Птицеловы», «Территория любви»), этюды и эскизы к произведениям, которые находятся в галереях, частных и муниципальных коллекциях в России и за рубежом, – все это можно увидеть на выставке, пройдя вслед за художником его тропой странствий в искусстве.
На открытии экспозиции о своем знакомстве с выдающимся художником рассказала директор Орловского музея изобразительных искусств, кандидат искусствоведения Светлана Четверикова:
– Анатолий Гаврилович – большой друг нашего музея. Он не только постоянный участник наших выставок, но и наш даритель, помощник, за что мы ему очень благодарны. Выставка, которая открылась сегодня – небольшая часть огромного творческого капитала, который на сегодняшний день существует у этого мастера. Эта выставка, возможно, не совсем понятна и однозначна для рядового зрителя. Основной период, который на ней представлен, – 90-е годы, время достаточно сложное и неопределенное. Когда мы познакомились в начале 1990-х с Анатолием Костяниковым, меня удивило, что в нашем городе живет художник, работающий в европейском, мировом масштабе. Такое направление – соединение абстрактной живописи и реализма, попытка нахождения совершенно особенной метафизической живописи – больше характерно для развития искусства столичных центров.
В тот период Анатолий Костяников написал много работ, казалось бы, разрозненных, которые на самом деле символически, образно, стилистически между собой связаны. Это и позволило объединить картины в цикл, получивший название «Пилигримы»
– Это достаточно большая серия работ, посвященная, как и многие его произведения, глобальным категориям, размышлениям о человеке, о мире. И самое главное, что можно увидеть, – личность художника в его картинах. Его живопись изменчива, подвижна, в каждой работе в зависимости от взгляда смотрящего, времени суток, настроения, образы меняются, – рассказывает Светлана Четверикова.
Мастер цвета и света
Анатолий Костяников – художник, тонко работающий с цветом. Колористика его полотен удивительно светоносна. Многие века художники пытались решить именно эту задачу – впустить свет в свои картины. Впервые наиболее полно это удалось импрессионистам, и в этом смысле Анатолий Костяников следует за лучшими образцами современного искусства, открывая его новые грани. Возможно, именно его страсть к цвету и свету в живописи, желание работать с ним и экспериментировать подвигло мастера обратиться к искусству авангардному, абстрактному, мотивам, отличным от привычной большинству зрителей реалистической живописи.
– На этой выставке зритель увидит образцы фигуративного искусства – когда нет конкретного образа, как, например, в портрете. В моих картинах, представленных здесь, нет портретности – это знак, знак человека в природе. Человек становится ее частью. Форма среды, в которой находится фигура, проникает в фигуру, а фигура проникает в среду, создавая единое пространство, – так Анатолий Гаврилович комментирует собственную выставку.
«Изнутри себя»
В картинах художник играет образами, как бы запаковывает в них множество смыслов, включает в контекст истории живописи. Такова, например, центральная работа экспозиции – «Прогулка с Веласкесом» – произведение, которое невозможно воспринимать вне искусствоведческого контекста. Веласкес – и кличка пса, изображенного на холсте, и – главное – имя художника, цитату из которого представляет собой картина. «Суть в том, что это прогулка моя собственная, художника, с художником Веласкесом, прогулка по его творчеству», – объясняет сам мастер второй пласт смысла собственного произведения.
Все работы, включенные в проект «Пилигримы», по признанию Анатолия Костяникова, написаны «как бы изнутри себя». Источник вдохновения художника – в природе: с натуры писалось и большинство этюдов картин, представленных на вернисаже. Эти уникальные произведения искусства можно увидеть в «Арт-галерее» до 2 сентября.
А в начале следующего года в Орловском музее изобразительных искусств запланирована большая ретроспективная выставка Анатолия Костяникова в честь юбилея мастера, который будет отмечаться в 2018-м.
Гиви Калмахелидзе, народный художник России, почетный академик Российской академии художеств
Анатолий Костяников в молодые годы был реалистом. А потом его куда-то «сдвинуло». Мы, конечно, смотрели искоса: все его, наверное, поучали, что, мол, не туда смотришь, делай так же, как и все. А сейчас я смотрю на эту выставку и понимаю, что это не абстракция, а самое настоящее классическое искусство. Я желаю Анатолию Гавриловичу оставаться таким, какой он есть. Мы должны ожидать от него еще каких-то шараханий, которые затем воплотятся в еще одну прекрасную выставку.
Ольга Захарова, фото Светланы Кореньковой