19 февраля создатели спектакля на пресс-конференции рассказали о том, какие сюрпризы ждут орловского зрителя в постановке классического произведения.
Предваряя вопросы о постановке, Линас-Мариус Зайкаускас высказался о будущем самого «Свободного пространства», о том, каким бы он хотел его видеть. Заметим, что с режиссёром из Литвы театр сотрудничает не первый раз. Так, орловским зрителям уже полюбилcя спектакль Зайкаускаса «Украденное счастье» , премьера которого состоялась в 2014 году.
— Зрителю важно знать и понимать, каким театр будет после стольких лет руководства им такого прекрасного человека и режиссёра, как Александр Михайлов. Какой будет театр? Не упадет ли его уровень? Не изменится ли он по своему содержанию и по форме? Тем более, что Александр Михайлов сделал за столько лет важную вещь — в России об этом театре перестали говорить как о ТЮЗе, теперь его знают как «Свободное пространство». Это редкий случай! Ещё четыре года назад, когда я ставил здесь «Украденное счастье», мы разговаривали с Валерием Евгеньевичем Лагошей о театре. Его видение театра меня очень радует. Я понимаю, что это тот человек, который будет за театр болеть. Я уверен, он не позволит театру скатиться на вторые позиции. И дай бог вашему театру больших денег. Это важная составляющая. Кроме того, здесь прекрасный актёрский коллектив.
Что касается «Женитьбы», режиссёр отметил, что его постановка — это подарок актрисам. Все роли в ней будут исполнять женщины, которым, он надеется, удастся мастерски изобразить карикатуры на мужские типичные образы, представленные в материале пьесы Н.В. Гоголя.
— Каждый театр ищет пьесы для женского состава. Женщины в российских театрах намного сильнее мужчин как актрисы. А драматурги пишут для мужчин. Поэтому я подумал, что нужно что-то придумать для женщин в этом театре. Я ставил «Женитьбу» и в классическом варианте. Но я всё время убеждался, что у Гоголя, как и у многих российских авторов, очень критический взгляд на мужчину. Карикатуру на мужчину, подумал я, может лучше всего показать именно женщина. Так вот если у Шекспира все роли играли мужчины, то у нас все роли по Гоголю играть будут женщины. Я не уверен, какой я режиссёр, но знаю, что я очень хороший зритель. И как первый зритель этого спектакля, я могу сказать, что все актрисы очень талантливые. Я искренне благодарен им, потому что на этих репетициях получаю очень большой заряд энергии.
Актрисы театра такому подарку рады и сейчас примеряют на себя персонажей, пытаются их понять.
Маргарита Рыжикова:
— Конечно, персонажи пьесы карикатурно-шаржевые. Играть конкретно мужчину или женщину - это глупо. Скорее, следует играть некий персонаж, который чего-то хочет, как каждый человек. И любой персонаж предполагает искренность чувств актёра, в противном случае тебе никто не поверит. Ты говоришь искренне о чём-то с теми, кто в зале.
Ирина Агейкина:
— Пьеса тяжёлая в плане постановки. Мы сейчас заняты поиском себя в этом материале, он очень мобилизует внутренние ресурсы. Для нас это в первую очередь вызов. Но всё это, безусловно, интересно!
Как уже заметил Зайкаускас, для него это не первая постановка «Женитьбы». Более того, в таком же «перевёрнутом» гротесковом варианте в настоящее время она идёт на сцене Сургутского музыкально-драматического театра.
Линас-Мариус рассказал, что периодически обращается к этой пьесе — сатире на человека — по той причине, что она ему очень нравится.
Зайкаускас:
— Это прекрасное соединение высокого искусства и смешной комедии. Я ставлю спектакли в первую очередь для себя. Это как повар. Когда он готовит для себя, то получается намного вкуснее, чем когда делает для кого-то.
Маргарита Мисюкова, художник орловского спектакля, которая также работала над «Женитьбой» в Сургуте, отметила, что в плане сценографии это будут разные постановки. Различными будут и художественные решения, касающиеся образов персонажей.
Линас рассказал журналистам, что такая работа над спектаклем для него интересна:
— Невозможно два раза поставить один и тот же спектакль. Постоянно что-то меняется. Актёры диктуют работу. У них разные харизмы, разные особенности. Подстраиваешься под них.
Орловский зритель в ожидании — какой ключ к пьесе будет найден режиссёром и актёрами в этот раз? Скоро узнаем!
Билеты на спектакль уже в продаже.
Актрисы, задействованные в спектакле Художник, сценограф спектакля Маргарита Мисюкова
Оксана Полуничева,
фото автора