Сюда приводят гостей города, а научные сотрудники музея изобразительных искусств проводят здесь экскурсии и мастерклассы для учащихся школ искусств, колледжей, студентов специализированных факультетов орловских вузов. Самодеятельные литераторы города облюбовали это знаковое место для еженедельных заседаний поэтического клуба «Еще не вечер».
По примеру отцаСмотритель мастерской и экскурсовод по ней – младший сын художника Виктор Дышленко. Как и отец, Виктор Георгиевич – профессиональный художник, под его влиянием стал заниматься и фотоделом. Сегодня это известный фотограф, принимающий участие в городских выставках, летописец всех крупных культурнодосуговых мероприятий ОГЦК, создатель фотогалереи фронтовиков, освобождавших в 1943 году Орел. За эту работу в 2013 году он был удостоен звания победителя в городском конкурсе «Орел глазами СМИ». Крупно распечатанные на баннерах, эти снимки уже не один год украшают улицы Орла в праздничные августовские дни, не давая потомкам забывать имена тех, кому город обязан своим освобождением.
С «лейкой» и альбомомВ их числе и Георгий Дышленко, фотограф батальонной артиллерийской разведки. Фотоделом увлекался с детства, проведенного в поселке при Деркульском конном заводе Луганской области. Ранняя привязанность к этим красивым сильным животным осталась в нем навсегда: на многих полотнах Георгия Дышленко изображены лошади. В 1939 году ему, выпускнику Харьковского художественного училища, педагоги предрекали большое будущее. Он даже успел поступить в художественный институт, но учебу прервала служба в армии, вернувшая его к мирной жизни только после войны.
Фронтовая биография Георгия Дышленко стала основной темой экскурсии, состоявшейся в канун Дня скорби и печали: в мастерскую художника пришли третьекурсники архитектурного отделения многопрофильного колледжа. В рамках программы летнего пленэра они познакомились с биографией и творчеством мастера. Сын рассказал молодежи об отцефронтовике, который сражался под Смоленском, защищал Москву, освобождал Орел, с боями прошел Венгрию, Румынию, Австрию, Чехословакию.
Фоторазведчик должен был на максимально близкое расстояние подойти к позициям врага и незаметно сфотографировать расположение войск, огневые точки, склады с боеприпасами или горючим. Для таких съемок нужна была возвышенность. Однажды на подступах к Орлу он забрался на высокое дерево, и тут же пуля вражеского снайпера прошла рядом с его головой, больно ранив осколком срезанной коры.
Но чаще всего фотографировать приходилось, свесившись из кабины самолета ПО2. Готовясь к ОрловскоКурской наступательной операции, наше командование придавало очень большое значение любым разведывательным данным, тем более — фотографиям, которые Георгий Дышленко обычно сопровождал и детальными рисунками. После одного из таких заданий летчик почти вслепую посадил самолет, борта которого напоминали решето. За личное мужество Георгий Васильевич был награжден орденом Красной Звезды.
Свои впечатления о войне художник выразил в цикле картин, написанных после посещения белорусской Хатыни, в диораме «Орловская битва», в создании которой участвовал. Привлекает внимание и центральное полотно мемориальной мастерской «На ОрловскоКурском направлении. Раздумье». Вид и поза сидящего в центре композиции пленного немецкого офицера, которому на привале солдатконвоир дал закурить, производят сильнейшее впечатление. Вся картина воспринимается как завет: мы простили, но все помним, и не пытайтесь повторить свою ошибку. По крайней мере, так замысел художника поняли молодые.
Студенты также отметили «мирные» картины мастера — с голубями над крышами окраинных домов Орла и подсолнухами; с мирными пейзажами Болгарии, где Георгий Дышленко принимал участие в международном пленэре; прекрасными натюрмортами и портретами. Сын рассказал о вкладе отца в открытие художественнографического факультета нынешнего ОГУ, где он пять лет избирался деканом и более 20 лет преподавал живопись. Долгое время мастер выполнял и обязанности председателя Орловского отделения СХ, много сделав для пропаганды творчества орловских художников.
Однажды и навсегдаВ экспозиции выставки привлекают два женских портрета. Это Елена Петровна, жена художника. В дни освобождения Орла молодой орденоносец познакомился с юной учительницей. Вскоре они расстались, а из освобожденного города на фронт пошли сердечные письма, ставшие главной отрадой солдата. После победы он вернулся к своей «Елене прекрасной» и уже не расставался никогда. Портрет 1947 года — это признание в любви единственной женщине. Второй писался много лет и был закончен незадолго до кончины Елены Петровны. Сын считает, что на этом полотне мастер сумел выразить все лучшие черты своей жены — ее мудрость, терпение, деликатность и любовь, светившую художнику до последнего дня.
«Ты будешь жалеть об этом»Сегодня в прихожей мемориальной мастерской демонстрируется и коллекция фотоаппаратов, основу которой положила фронтовая «лейка» Георгия Дышленко. Все остальное собрал сын. Виктор Георгиевич рассказывает, что в их доме в одном из шкафов хранились сотни метров негативов фронтовых оперативных съемок отца. Однажды друзья уговорили мальчика сделать из них «дымовушки», и под восторженные крики ребятни он поджег весь фотоархив.
– Я ожидал строгого наказания, а отец както болезненно сморщился и глухо произнес: «Ты будешь сильно жалеть об этом», – вспоминает Виктор. – Смысл сказанного до меня дошел через много лет, когда я сам профессионально занялся фотографией. Мне даже трудно представить, какие снимки могли бы пополнить архивные фототеки — там были уникальные фотографии видов оккупированного Орла, снятых с высоты птичьего полета. Отец даже не предполагал, насколько я сожалею о детской шалости. Ни о чем так не сожалею, как об этом.
Посещение мемориальной мастерской Г.В. Дышленко завершилось мастерклассом по живописи: вместе с научным сотрудником музея искусств Викторией Кореневской будущие архитекторы постигали тайны написания натюрморта с пионами. Пока их работы не идут в сравнение с картинами мастера, но это только начало…
Валентина Новошинская