Владимир Высоцкий на съемках фильма «Опасные гастроли»

Владимир Высоцкий на съемках фильма «Опасные гастроли»
Фото: www.vestnik57.ru
«Опасные гастроли» посмотрели 37 миллионов человек. Фильм стал самым кассовым в истории Одесской киностудии и признанной классикой авантюрной комедии. И сегодня, в день памяти Высоцкого, мне хочется рассказать о съемках этого кино, в которых и мне довелось поучаствовать, и о Владимире Семеновиче, с которым в те годы был знаком. «Охота на волков» Работал я в то время в звукоцехе на Одесской киностудии и, как и многие звуковики, очень интересовался песнями Высоцкого, записей которых у нас было немало.
И вот на кинопробах в «Опасные гастроли» в октябре 1968 года, за два месяца до начала съемок, режиссер фильма Георгий Юнгвальд-Хилькевич упросил Высоцкого спеть песню «Охота на волков», а звукотехник Георгий Заволока записал ее. Похоже, что Володя был в тот день не совсем в форме, хотя пел очень азартно, но говорили, что в конце исполнения на пленке явно слышится звук падающей гитары.
После записи по студии тут же пошел разговор, что записана новая потрясающая, очень острая песня. Рассказывали также, что на следующее утро Высоцкий появился на студии – и сразу в звукоцех к Заволоке с просьбой: «Ребята, я вас умоляю, сотрите эту песню, у меня неприятности могут быть большие. Меня из-за нее КГБ затаскало». Володю на студии очень уважали, поэтому ответили: «Володя, какие разговоры, конечно сотрем».
Но легенда про запись «Волков» гуляла тогда по студии еще долго, и когда я стал работать в картине «Опасные гастроли» ассистентом звукооператора, поинтересовался у Жоры Заволоки:
– Жора, к тебе Володя обращался с просьбой стереть песню?
– Да.
– Ну, и ты ее стер?
– Нет, конечно!
– Дай переписать. Только у меня будет.
– Не дам.
– Почему?
– А почему твои друзья распевают песни из «Гастролей» (предварительно записанные, которые Высоцкий пел под фонограмму в фильме. – Прим. авт.)? Откуда они слова знают? Только через тебя!
Жора был прав, поскольку те рабочие фонограммы фильма были только у нас, у звуковиков группы «Опасных гастролей», и я действительно давал их своим приятелям, хотя не имел на это ни малейшего права, ведь фильм на экраны вышел только через год. И пришлось мне самому вычислять, где находится запись интересующей меня песни. Нелегально прослушав массу пленок, лежавших в тонвагене (машина со звукозаписывающей аппаратурой), я в итоге обнаружил эту уникальную бобину. В конце записи и вправду слышен звук падающей гитары.
Потом, уже весной 69-го года, в перерыве между съемками эпизода с кордебалетом «И Роза-гимназистка...», мы, звуковики, дали в павильон для присутствовавших запись «Волков». Вижу, звукотехник кордебалета из Московского мюзик-холла стоит с микрофоном у динамика. Я к Хилькевичу: «Смотри, «Волков» записывают». А Хилькевич: «Пускай, их уже весь Ташкент слушает». (Он сам родом из Ташкента.) Пушкин XX века… Хилькевич с самого начала в роли Бенгальского хотел снимать только Высоцкого. Но в те времена мнение режиссера не было решающим. Существовал худсовет, пробы актеров и их утверждение на роль. Кроме того, «киношное» начальство Высоцкого особо не жаловало. И вот, чтобы именно Высоцкий прошел на главную роль, некоторые актеры пробовались ради проформы, тем более что за это платили нормальные деньги. Претенденты на роль тоже должны были играть на гитаре и петь, но все они из уважения к Володе специально работали в полсилы.
Помнится, как-то после очередных таких кинопроб, на которых режиссер не был, заходит он к нам в аппаратную и просит включить только что записанную песню очередного кандидата. Послушал (а был он на хорошем взводе), заплакал и сказал: «Ну разве можно это сравнить с Высоцким?! Высоцкий – это же Пушкин двадцатого века!».
С подачи Хилькевича у нас на съемочной площадке мнение Высоцкого было непререкаемым. В группе посмеивались, что он любит Высоцкого больше собственной жены. К примеру, идут съемки, а Высоцкому не нравится дробление эпизода: «Что мы снимаем какую-то мельтешню?». Хилькевич: «Все. Стоп. Снимаем длинными планами».
Помню, как-то в три-четыре утра студийный автобус развозил нас по домам с ночной смены. И Хилькевич очень похоже на Высоцкого вдруг запел: «В сон мне желтые огни…». Я ему тут же вопрос: «Жора, а та запись, что у нас ходит по студии, это Высоцкий или ты?» Он засмеялся и сказал: «Я». А мы понять не могли – то ли Высоцкий, то ли нет, очень похоже. Оказывается, пел Хилькевич! Автограф для Лены Случай, который много говорит о характере Высоцкого, произошел в роскошном интерьере Одесского дома ученых во время съемок эпизода «Прием у губернатора». В толпе любопытных, пока мы снимали сцены на улице, оказалась одна девушка – фанатка Высоцкого. Она стояла и вздыхала, а когда мы перешли в интерьер, буквально взмолилась, чтобы ее пустили внутрь. Я сжалился, тихонечко ее провел, посадил на операторские кофры и занялся своей работой. Девушка сидит и млеет, тем более что снималась известная сцена фильма, где Высоцкий поет: «Дамы, господа, других не вижу здесь. Блеск, изыск и общество прелестны. Сотворит Господь хоть пятьдесят Одесс – все равно в Одессе будет тесно…».
В перерыве между дублями девушка мне говорит: «Возьми у него автограф». Мне это как-то неудобно было – вместе работаем и вдруг: «Володя, дай автограф». Прошу Хильевича, с которым у меня были хорошие отношения. Подходит он к Высоцкому, протягивает ему блокнот, показывает на эту девушку. Володя подымает голову: «Как тебя зовут?». Она в ответ: «Лена». Он что-то пишет, возвращает ей блокнот. Я прошу: «Покажи, что написал». Она мне показывает: «Леночка, будь счастлива. Владимир Высоцкий». Без каскадеров и дублеров По-моему, мелочей, проходных деталей для Высоцкого не существовало, что говорит о его высоком профессионализме. Человек огромного риска, он никогда, по крайней мере в «Опасных гастролях», не прибегал к помощи каскадеров или дублеров. Все всегда делал сам: хотя бы сумасшедшие скачки с погонями на лошадях или его пробежки по крыше, когда он спасается от начальника полиции города. Или его прыжок в пролетку с балкона. Никто никогда об этом почему-то не говорил.
Этот дом с балконом находится на пересечении переулка Сабанеев мост и улицы Гоголя. Никакой лесенки, которая сейчас около дома, в конце 60-х, естественно, не было. Именно с этого крайнего балкона Володя и прыгал в стоящую внизу пролетку. Отмечу, что это очень высоко, метра четыре-пять – не меньше. Помню, подогнали пролетку с лошадью. Володя на балконе. Высоко, аж дух захватывает на него смотреть! И мы оценили прыжок. Тем более что дублей было несколько.
К сожалению, при монтаже Юнгвальд-Хилькевич подрезал конец кадра. В фильме осталось: Володя на балконе, затем начало прыжка, перебивка, и Высоцкий опускается в пролетку. А сам полет был вырезан. В итоге на экране как будто ничего особенного. Жаль, но в погоне за ритмом монтажа режиссер утерял интересную деталь. Как был избит Борислав Брондуков Это уже позже он станет знаменитым, снимется во множестве знаковых картин и сыграет интересные роли, станет первым лауреатом Государственной премии Украины имени Александра Довженко. А в то время популярным он еще не был, но полюбился съемочной группе за кроткий характер и простоту в общении. Возможно, из-за этих качеств и своего терпения он и пострадал на «Опасных гастролях».
Снимался эпизод, когда революционеры-подпольщики собирались вынести листовки со склада театрального имущества. Сторож Антип, которого играл Брондуков, хоть и пришел из трактира навеселе, но заметил неладное и попытался остановить подпольщиков, наставив на них ружье. Но подпольщики, натянув ему шляпу на глаза, общими усилиями затолкали в подвал, откуда они и выносили пачки с прокламациями.
Снимали этот эпизод во дворе тогдашнего Жовтневого райисполкома, прямо напротив Дома ученых. Кроме Высоцкого и Брондукова в сцене были заняты Георгий Юматов, Николай Федорцов и еще один актер, игравший подпольщика.
Итак, первый дубль: сторожу натягивают на глаза шляпу, Юматов, выскакивающий из подвала, хватает ружье, дергает его вниз вместе со сторожем, и усилиями четверых сторож нейтрализован. Затем снимается второй дубль, третий. Актеры-подпольщики, что называется, вошли в раж, увлекшись борьбой и запихиванием сторожа в подвал. И вот после очередного дубля режиссер дает команду «стоп», а из подвала, чуть не плача, с разбитым носом и лицом, со словами: «Ну что же вы, мужики, делаете!» буквально выползает Брондуков…
Скорее всего, именно этот дубль вошел в картину. Это видно по взгляду убегавшего подпольщика (Н. Федорцов). Выскочив из подвала и повернувшись, он на мгновение останавливается, видно, заметил кровь на лице Брондукова, потом, махнув рукой, мол, что поделаешь, убегает. И только после того, как выключилась камера, из подвала появился Брондуков. Всерьез, хотя и невзначай побитый, он мужественно сидел в подвале, пока не остановилась камера. Окончание – в следующем номере. Об авторе Анатолий Андреевич Борисов – журналист, режиссер, оператор. Окончил филологический факультет Одесского государственного университета имени Мечникова (нынешний Одесский национальный университет). С 1967-го по 1969 год работал на Одесской киностудии, где неоднократно встречался с В.С. Высоцким.   Анатолий Борисов, фото из архива автора
 
По теме
   2024 год в России объявлен Годом семьи. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина.
В отделении социальной реабилитации и активного долголетия БУ ОО «Центр социального обслуживания населения города Ливны» началась подготовка к первому этапу по компьютерному многоборью среди пенсионеров.
// Фото пресс-службы Губернатора Орловской области - Правительство Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатор
Правительство Орловской области
В службу МЧС поступило сообщение о задымлении в здании Елена Зябкина . Фото: Елена Зябкина В здании медицинского института орловского госуниверситета в 11:35 было замечено задымление.
Комсомольская Правда
   В связи с возможным возникновением в 2024 году чрезвычайных ситуаций, вызванных весенним половодьем приказом Управления Роспотребнадзора по Орловской области утвержден план санитарно-противоэпидемических (профилактиче
Роспотребнадзор
90 - летний юбилей Цуниной А. А. - Центр соцобслуживания населения 27 марта 2024 года Глава Малоархангельского района П.В.Матвейчук, прокурор Малоархангельского района С.И.Блинов,
Центр соцобслуживания населения