Владимир Легойда: Без противоречий в определении

Общественный деятель Владимир Легойда  — об  аргументации тех, кто возражает против передачи верующим Исаакиевского собора.

* * *

«Церковь! Знай свое место!»  — плакат с  такой надписью принесли на  площадь перед Исаакиевским собором Санкт-Петербурга противники его передачи в  пользование Русской Православной Церкви.

Лозунг, конечно, не  новый. Удивляет другое. Ранее подобное требование означало: не  выходите за  церковную ограду («ваше дело  — кадилом махать»), занимайтесь исключительно внутрицерковной жизнью, не  вмешивайтесь в  дела общества. А  теперь что  же получается: храм, точнее, собор  — тоже не  место для Церкви? Церковь не  есть храм? Но  это уже, как говорится, contradictio in  adjecto (лат. —  противоречие в  определении).

Странная, согласитесь, коллизия. По  мнению одних, место Церкви  — строго внутри ограды храма. По  требованию других (или тех  же самых?) храм  — не  место для Церкви. По  крайней мере не  всякий. Невольно начнешь задумываться об  антиклерикализме или, проще и  точнее, о  борьбе с  Церковью. А  если все  же не  спешить с  борьбой, даже в  городе трех революций, но  спокойно, без лишних эмоций разобраться с  тем, что происходит в  ситуации с  Исаакиевским собором? Вдруг тогда и  бороться не  надо будет?

Итак, первое. Художественное и  архитектурное чудо, созданное Монферраном, замысливалось и  строилось именно как место для молитвы, о  чем лишний раз свидетельствует надпись на  фронтоне Исаакия: «Храм Мой храм молитвы наречется».

В  связи с  дискуссией о  передаче Исаакиевского собора журналисты неоднократно задавали мне вопрос, заканчивая который они, вольно или невольно, неизбежно смущались. Потому как звучал он  примерно так: «А  это уместно, что храм... передают Церкви?» Конечно. Неуместно скорее обратное.

Второе. Передача Исаакиевского собора в  пользование Церкви не  означает, простите за  юридический канцелярит, смену собственника. С  вопросом собственности это, кстати, вообще напрямую не  связано. Ведь храм остается в  собственности города. И  до  революции, как уже неоднократно успели отметить, собор принадлежал государству. Но  это был именно храм, а  не  музей. Справедливости ради здесь стоит заметить вот еще что. Во-первых, Церковь до  событий 1917 года не  была отделена от  государства, а  Ведомство православного вероисповедания, то  есть Святейший правительствующий синод, было фактически одним из  государственных министерств. Во-вторых, в  конце XIX века кафедральный Исаакиевский собор, равно, кстати, как и  кафедральный храм Христа Спасителя, проходили по  двум ведомствам: «в  хозяйственном отношении» они были подчинены Ведомству православного вероисповедания, а  «в  техническо-художественном»  — Министерству внутренних дел (такое предложение Особого совещания утвердил в  1883 году император Александр III). Как уже кто-то успел заметить, очень похоже на  предлагаемую и  сейчас форму сотрудничества: город передает храм в  пользование Церкви, оставаясь собственником.

Третье. Очень важное и  принципиальное  — музейная деятельность. В  Русской Православной Церкви с  огромным уважением и  благодарностью относятся к  благородному труду музейных работников и  не  только не  планируют сворачивать музейную, просветительскую и  образовательную деятельность, но  всячески хотели  бы ее  расширить и  приумножить. И  очень рассчитывают в  этом на  действующих сотрудников музея, с  которыми охотно продолжат работать.

В  этой связи также звучат опасения, что поток туристов поредеет, потому что их  встреча с  шедевром мировой архитектуры будет ограничена религиозными установлениями. Такую тревогу можно понять, но  с  ней сложно согласиться. Троице-Сергиева лавра, Соловецкий, московский Новодевичий и  другие монастыри Русской Православной Церкви, где соседствуют богослужебная и  музейная деятельность,  — примеры того, что Церковь и  музейное сообщество прекрасно находят общий язык не  только в  деле сохранения религиозных памятников, но  и  в  вопросе их  доступности для туристов. Об  этом  же говорит и  мировой опыт. Один из  самых ярких примеров  — соборы Ватикана. А  еще, безусловно, количество прихожан и  экскурсантов возрастет потому, что плата за  вход будет отменена.

Четвертое. Содержание Исаакиевского собора в  надлежащем виде и  состоянии, разумеется, непростая задача. Для тех, кто сомневается, что верующие люди будут менее трепетно, чем музейщики, относиться к  собору, который является не  только архитектурным шедевром, но  и  святыней, замечу, что у  Церкви просто нет иного выбора, кроме как отвечать за  сохранность и  реставрацию собора перед контролирующими органами государства, а  также перед инспекциями ЮНЕСКО.

Пятое. Если музейная работа продолжится в  том  же или даже в  большем объеме, то  что  же изменится? Думаю, что туристы особых изменений не  заметят. Скорее их  почувствуют прихожане. Храм  — место не  только для молитвы, это обширное поле для социальной и  благотворительной деятельности, миссионерского служения. Иными словами, если раньше были богослужения при музее, то  теперь будет музейная деятельность при храме.

...Если  же вернуться к  теме места Церкви, то  за  две тысячи лет существования оно не  раз менялось: от  катакомб Рима до  соборов Средневековья, от  ансамблей монастырей до  окруженных колючей проволокой стен ГУЛАГа. Неизменным оставалось одно, главное место Церкви в  нашей жизни  — человеческое сердце.

« Известия »  / Синодальный отдел по  взаимоотношениям Церкви с  обществом и  СМИ Русской Православной Церкви

Фото: Ptrsasha /Wikipedia

 
По теме
Орловцы привезли участникам СВО гуманитарный груз Елена Зябкина Фото: Орловская митрополия Священники Орловской епархии сначала доставили большую посылку в Соледар, а после передали гуманитарную помощь для военных,
Также бойцам доставлено специальное оборудование, одежда и амуниция. Усилиями епархии Орловской области при активном участии гарнизонного храма в честь Казанской иконы Божией Матери собран большой груз для десантников,
В рамках проекта «Диалог со священником» руководитель миссионерского отдела Орловской епархии, клирик гарнизонного Казанского храма Орла иерей Сергий Шомин побывал в городской школе № 10.
В минувший вторник, 26 марта, благочинный храмов Орловской епархии протоиерей Василий Иванов вместе с ключарем храма Казанской иконы Божией Матери города Орла иереем Максимом Ерескиным побывал на Соледарском направлении
Настоятель Троице-Васильевского храма города Орла протоиерей Евгений Евстифеев встретился с читателями Библиотечно-информационного центра им. В. Г. Еремина. Священник побеседовал с орловчанами о Великом посте и его роли в жизни православных христиан. 27 марта 2024 г. - Орловская и Ливенская епархия Накануне настоятель Троице-Васильевского храма города Орла протоиерей Евгений Евстифеев встретился с читателями Библиотечно-информационного центра им.
Орловская и Ливенская епархия
Настоятель храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в микрорайоне «Зареченский» посетил Научно-клинический многопрофильный центр помощи матерям и детям им. З.И. Круглой. 26 марта 2024г. - Орловская и Ливенская епархия 26 марта настоятель храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в микрорайоне «Зареченский» города Орла протоиерей Георгий Зейкан посетил Научно-клинический многопрофильный центр помощи матерям и детям им.
Орловская и Ливенская епархия
// Фото пресс-службы Губернатора Орловской области - Правительство Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатор
Правительство Орловской области
В службу МЧС поступило сообщение о задымлении в здании Елена Зябкина . Фото: Елена Зябкина В здании медицинского института орловского госуниверситета в 11:35 было замечено задымление.
Комсомольская Правда
   В связи с возможным возникновением в 2024 году чрезвычайных ситуаций, вызванных весенним половодьем приказом Управления Роспотребнадзора по Орловской области утвержден план санитарно-противоэпидемических (профилактиче
Роспотребнадзор
90 - летний юбилей Цуниной А. А. - Центр соцобслуживания населения 27 марта 2024 года Глава Малоархангельского района П.В.Матвейчук, прокурор Малоархангельского района С.И.Блинов,
Центр соцобслуживания населения