Ежегодно, начиная с 1994 года, 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций.
В 2018 году девиз Всемирного дня прав потребителей – «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
Электронная коммерция - сфера экономики, которая включает в себя все сделки по реализации товаров (работ, услуг) потребителям, осуществляемые при помощи сети "Интернет", является одной из самых динамично развивающихся сфер экономики, и ее гармоничное развитие способно расширить ассортимент реализуемых товаров (работ, услуг), снизить их стоимость и сделать их более доступными для потребителей, в том числе для людей с ограниченными возможностями, граждан старшего поколения и детей (далее - социально уязвимые группы населения) и менее обеспеченных слоев населения.
Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров.
Как следствие доля продаж посредством сети "Интернет" в общем объеме оборота розничной торговли ежегодно увеличивается.
Одновременно фиксируется ежегодный прирост жалоб потребителей в отношении хозяйствующих субъектов, чья деятельность по продаже товаров (работ, услуг) осуществляется посредством сети "Интернет".
Так за 2016 год Управлением Роспотребнадзора по Орловской области (далее – Управление) рассмотрено 26 таких обращений, что составило 1,7% от общего количества обращений поступивших в сфере розничной торговли. В 2017 году количество обращений по вопросам защиты прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом по сравнению с 2016 годом увеличилось на 30% и составило 37 обращений (2,3% от количества обращений, поступивших в сфере торговли). За истекший период 2018 года обращений от потребителей, связанных с приобретением товаров и услуг через «Интернет» поступило 16 обращений.
Основными нарушениями прав потребителей при приобретении товаров (услуг) дистанционным способом в сети "Интернет" являются:
- непоставка товара (неоказание услуги) по оплаченному договору;
- реализация некачественного товара (услуги) или товара (услуги), не соответствующего описанию (ожиданию);
- уклонение от рассмотрения требований потребителя;
- невозврат (уклонение от возврата) уплаченных потребителем средств;
- отказ потребителю в возмещении убытков (неустоек).
В рамках празднования Всемирного дня защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Орловской области и консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» проводятся мероприятия, направленные на информирование и консультирование граждан по актуальным вопросам защиты прав потребителей при дистанционном приобретении товаров и услуг.
Мероприятия проводятся совместно с органами власти Орловской области, органами местного самоуправления, общественными организациями, в соответствии с утвержденным Планом действий.
Традиционно в рамках работы общественной приемной и телефонных «горячих линий» организованы тематические консультации граждан по вопросам защиты прав потребителей. Проводятся лекционные и факультативные занятия для различных групп населения (учащиеся, пенсионеры) в библиотеках Орловской области.